“Моя работа заключалась в том, чтобы посадить покойника на стул и зафиксировать так, чтобы он сидел прямо”, – рассказывает Равиндран о своем первом рабочем дне.
“Потом я должен был поднять ему веки, чтобы фотограф мог сделать снимок”.
Свой первый профессиональный опыт Равиндран получил в 1972 году, ему тогда было всего 14. Отец мальчика имел собственную фотостудию и приобщал сына к работе.
Другой фотограф Ричард Кеннади начал еще раньше – в девять. Ему поручили держать ширму за стулом, на котором сидел мертвец.
“Я был напуган и дрожал. В ту ночь я вообще не мог заснуть, – рассказал он ВВС. – Потом мне часто снились покойники. Это было ужасно”.
У родителей обоих мужчин были фотостудии в южноиндийском штате Тамил Наду.
Они рассказали BBC о своей необычной и тревожной работе, за которую в Индии в 1970-х и 1980-х годах хорошо платили. В профессиональном активе обоих фотографов более тысячи фотографий покойников.
Борьба со страхом
Еще несколько десятилетий назад в индийском штате Тамил Наду верили, что фотосъемка сокращает продолжительность жизни человека. Поэтому многие люди получали свое первое фото только после смерти.
Равиндран родился в небольшом индийском поселке в 400 км от столицы штата. В подростковом возрасте ему учиться совсем не хотелось, поэтому даже такая неприятная работа стала своеобразным выходом.
После нескольких месяцев учений он смог делать фотографии самостоятельно.
“Я боролся со своими страхами и понемногу полюбил эту работу. Моей главной задачей было сделать так, чтобы умершие красиво выглядели и были на фото как живые”, – рассказывает он.
Трудные моменты
Ричард Кеннади начал свой профессиональный путь еще раньше. Уже в девять лет он помогал отцу в студии.
По его словам, труднее всего было фотографировать новорожденных малышей.
Их обычно нарядно одевали, на лицо наносили немного грима.
“Ребенка клали на колени к матери. Все выглядело так, будто он спит”, – вспоминает фотограф.
Но при этом атмосфера была удручающая. Родители – опустошены. Мать постоянно плакала. Эмоционально очень тяжело.
Одним семьям хватало нескольких снимков, другие хотели больше.
“Иногда я ходил на могилу и фотографировал сам момет захоронения”, – вспоминает Равиндран.
Фото были черно-белые. Все приходилось делать быстро. Проявляли и печатали снимки ночью, поскольку к утру они могли понадобиться для траурных ритуалов. Часто посмертные фотографии хранили в семейных молитвенных комнатах.
Кошмары
Кроме студии, Ричард также работал в полицейском участке. Ему приходилось фотографировать очень изуродованные тела самоубийц, жертв преступлений и ДТП.
“Было очень неприятно. Иногда после этого я не мог есть или спать”.
Иногда его фото использовали в качестве доказательств в суде, чтобы помочь семьям получить компенсацию.
Платили за такую работу неплохо – вдвое больше, чем за обычное фото. Также родственники покойного давали щедрые чаевые, но в обществе существовала стигма на этот счет.
“Многие клиенты не приглашали меня для съемки других мероприятий”, — говорит Ричард.
А индуистская семья Равиндрана считала любые места, связанные со смертью, нечистыми, поэтому, прежде чем войти в дом или студию, он прохватил обязательную очистку.
“Я каждый раз принимал ванну. А папа даже брызгал водой на мою камеру, прежде чем нести ее в студию”, – вспоминает мужчина.
Распространенная практика
Практика посмертных фотографий была распространена в Европе и Америке второй половины XIX века. Такие фотографии были своеобразным утешением, помогали сохранить память об умерших.
Поход в студию для семейного фото был делом дорогим, а пригласить фотографа домой могли себе позволить только состоятельные люди, поэтому у многих не было ни одной фотографии усопшего при жизни.
Съемки часто проводили внутри домов, а тела помещали на ледяную глыбу.
Посмертные фотографии также были очень важны для тех членов семьи, которые не смогли или не успели приехать на похороны.
Посмертные портреты были в частности популярны в викторианской Британии.
В городах, которые часто страдали от кори, дифтерии, скарлатины, краснухи, смерть была привычным явлением, поэтому многих просто не успевали сфотографировать. И посмертное изображение часто являлось последним шансом сохранить изображение близкого человека, в частности ребенка.
Равиндран постепенно перешел к освещению школьных и других общественных мероприятий.
Но в ХХ веке в большинстве стран мира этот жанр пошел на убыль, возможно потому, что возросла продолжительность жизни – хотя в Тамил Наду и других индийских штатах, таких как Западная Бенгалия и Одиша, а также в священном для индуистов городе Варанаси она сохранялась дольше .
Приближается конец
В конце 1980-х рынок заполонили более дешевые фотокамеры, которыми мог пользоваться каждый, и страх фотографироваться начал исчезать.
“Многие люди купили маленькие фотоаппараты и начали сами фотографировать”, — объясняет Ричард.
Когда спрос на его услуги упал, он начал освещать церковные события и фестивали.
Равиндран, в свою очередь, сосредоточился на школьных и общественных мероприятиях. Впоследствии он стал свадебным фотографом.
Сейчас ему за шестьдесят, и он благодарен мертвым людям, которые помогли ему овладеть своим ремеслом и преодолеть страх смерти, но он не хочет, чтобы эта практика продолжалась.
“Я не хочу, чтобы меня кто-то фотографировал после смерти”, – категорически заявляет он.
А вот 54-летний Ричард с ним не согласен. Он фотографировал своего дедушку после смерти и имеет посмертные фотографии трех поколений своих предков.
“В нашей семье всегда хранили фото предков. Я сказал своему младшему сыну, чтобы сделал и мое фото после смерти, оно должно стать частью семейного наследия”.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.