Как перестраховаться от неурожая

27 апреля 2021 года Верховная Рада Украины в первом чтении приняла очень важный законопроект №5104 – «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования правового регулирования страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». 

Качественного нового законодательства в этой важной сфере сельхозпроизводители ждали много лет.

Законопроект в частности определяет механизм предоставления господдержки, участников рынка, объекты страхования, страховые продукты, страховые риски, страховые случаи и требования к договорам. Также документом будут отменены положения по страхованию сельскохозяйственной продукции через Аграрный страховой пул и уточнены полномочия Уполномоченного органа, осуществляющего государственный надзор за страховой деятельностью.

Как этот документ поможет решить большой круг вопросов, которые в последние годы накопились в области аграрного страхования. Чтобы лучше понять весь процесс, надо сделать небольшой нормативно-правовой экскурс в недалекую историю.

Аграрный пул для своих?

С аграрным страхованием в Украине в последние годы было не все в порядке. Этот вид очень важных услуг для сельхозпроизводителей фактически не работал. Аграрное страхование на этом этапе регулируется пока двумя законами – «О страховании» от 7 марта 1996 и «Об особенностях страхования сельхозпродукции с государственной поддержкой» от 9 февраля 2012 года.

Второй из них является тем самым ориентиром для сельхозпроизводителей готовых застраховать имущество или урожай. Подавляющее большинство экспертов уверены, что пока этот документ не был принят (то есть до 2012 года), в страховании агрорисков все работало очень хорошо. Страховщики должны иметь типовые договоры о страховании определенных видов сельскохозяйственной деятельности. Тогда было развито комплексное страхование. Страхование урожая до 2012 года было очень популярным. И у страховщиков всегда находилась работа – они постоянно ездили в командировку в разные области Украины.

В те годы наиболее популярным было страхование таких сельхозкультур, как пшеница, рапс, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Страховые тарифы при условии государственной поддержке колебались от 0,5 до 11,5%, однако средние составляли 4,8%.

Но во времена президентства Януковича решили, что так не должно быть, был принят новый закон, создали так называемый Аграрный пул, при котором должен быть определенный фонд, и решили, что государственную поддержку по аграрным страхованием должны получать лишь несколько компаний. Все они были приближенными к тогдашнему президенту, и только они получали государственную поддержку при страховании аграрных рисков.

С 2012 года фактически речь ни о каком аграрном страховании не шла, длительное время этот вопрос поднимали, но ничего не делали.

Поэтому и страховые компании, и производители аграрной продукции нуждались в обновленном законе об аграрном страховании.

Итак, какой он этот новый законопроект и соответствует ли требованиям и ожиданиям аграриев и страховых компаний?

Что на самом деле можно страховать? 

«Агрострахование используется во многих странах мира и является эффективным инструментом для минимизации негативных последствий от нестабильных погодных условий или других непредвиденных ситуаций. Введение агрострахование в Украине является чрезвычайно важным решением для украинских аграриев, которые смогут использовать эффективные инструменты управления рисками и обеспечат успешное функционирование аграрной отрасли», – отметил, комментируя принятие законопроекта в первом чтении, министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Игорь Петрашко.

Однако генеральный директор Ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский справедливо указывает на ст. 25 этого законопроекта (О сущности государственной поддержки), который гласит: «Государственная поддержка страхования сельскохозяйственной продукции заключается в предоставлении из государственного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям денежных средств в виде возмещения до 60% стоимости страхового платежа (страховой премии) по договорам страхования в порядке, установленном настоящим законом».

Здесь не понятно, какую именно поддержку государства могут получить сельхозпредприятия. Ведь до 60% может быть и 5%, и 10% и все 60%. Так не могут планировать свою работу ни страховые компании, ни фермеры.

Также Вячеслав Черняховский отмечает: в законопроекте есть попытка (пока его не принли окончательно) регламентировать страхование не только прямых убытков сельхозпредприятию, но и недополученной прибыли также. «Да вообще весь год ничего не делать, а потом выставить счета страховой компании. Не надо бороться за урожай, просто получить компенсацию, да еще и с прибылью. И такого нет нигде в мире», – резюмирует он.

Однако фермер из Одесской области Александр Чумак объясняет, что страхование недополученной прибыли сельхозпроизводителями это обычная мировая практика. «У каждого фермера есть свой средний многолетний результат, если он становится значительно хуже, то во всем цивилизованном мире застрахованы сельхозпроизводители имеют право на получение средств. Это привычный страховой случай. Поэтому, если твои посевы сильно пострадали и предприятие недополучило прибыль, страховая компания платит. Так что не надо нас вводить в заблуждение», – отмечает он.

Как считают руководители страховых компаний (СК), законопроект №5104 не только вводит новую ставку налогообложения в 3,5% от премий, будет прецедентом и приведет к повышению ставки налогообложения для СК (хотя СК и так имеют двойное налогообложение – платежей и прибыли) по всем видам страхования, а также приведет полную переработку деклараций о прибыли и все операционно-учетные программные комплексы СК. Кроме того, Нацбанк Украины этим законопроектом хочет внести изменения в закон «О страховании».

Итак, страховщики, в отличие от фермеров, не слишком одобрительно относятся к новому законопроекту. У них есть свои аргументы. А фермеры говорят, что страховые компании всегда делали так, чтобы получить средства по страховому случаю было трудно, или вообще невозможно и их можно понять. Работа на земле или с животными слишком сложная. Поэтому все вопросы страхования в сфере АПК должны быть решены цивилизованно. И в одном стороны сходятся – обновленный закон нужен, а определенные нормы всегда можно доработать.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-06-05