Какая пенсия ждет украинцев в будущем

Финансовый вопрос обеспеченной старости является одним из самых острых в обществе. Реформа пенсионной системы Украины назрела уже давно. Сейчас действует солидарная система, но она скоро станет неэффективной из-за старения нации. По словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, если нынешняя тенденция сохранится, количество трудоспособного населения будет уменьшаться, а пенсионеров – увеличиваться – уже через 15 лет государство не сможет платить пенсии в нынешнем объеме. 

«Каждый из нас должен позаботиться о своей пенсии с молодого возраста. Мы будем создавать накопительную пенсионную систему», – подчеркнул премьер. Однако пока до конкретных шагов дело не доходит, ведь сначала нужно решить ряд стратегических задач, считают эксперты.

Психологическое задачи

Привлечение общественного внимания к этой теме является хорошим поводом перейти к действиям. Оно является вызовом для каждого из нас, ведь мы должны заблаговременно заботиться о собственной старости. А задача государства в этом случае – создать все необходимые предпосылки для этого. Сделать все, чтобы люди имели возможность накапливать, а не жить от зарплаты до зарплаты, как это в основном происходит сейчас.

Украинцы платят пенсионные взносы для того, чтобы в будущем быть застрахованными – получать от государства выплаты, когда уже не смогут работать, в этом заключается суть пенсионного страхования. Если же государство говорит, что через 15 лет с выплатами могут быть проблемы, для многих исчезают стимулы получать официальную зарплату. Иными словами, страна будто дает людям, которые получают зарплаты в конвертах, возможность оправдать себя. Зато граждане, которые исправно платят взносы, будут чувствовать себя обманутыми.

Есть формула, которая может помочь – она ​​включает в себя: повышение реальных доходов граждан, чтобы они превышали расходы на «среднестатистические» повседневные нужды, максимальное выведение доходов «из тени», интерес всех украинцев к труду дома, а не за границей. Плюс надежные инструменты накопления с максимальной защитой «пенсионных инвестиций». Зато ситуация, которая сложилась сейчас, только усиливает уровень недоверия людей.

Демографическая задача

Демографическая ситуация в Украине ежегодно ухудшается. И уже вскоре одному человеку, который работает, придется «содержать» 2 пенсионеров, напомнил Денис Шмыгаль. Один из выходов, по его словам, – начала программ накопления средств для выплат. Поскольку в будущем государство сможет выплачивать гражданам лишь небольшие социальные пенсии. Ресурс же для большей части выплат украинцы должны в течение трудовой деятельности накопить самостоятельно. Но касается это не нынешних пенсионеров и людей предпенсионного возраста, а прежде тех, кто только начинает трудовую деятельность. Ведь время для накопления у них есть.

Так одна из задач нынешних «пенсионных» дискуссий – найти адекватный ответ на этот вызов. Причем, самый нормальный с точки зрения власти вариант, как повышение пенсионного возраста или увеличение налогов для общества неприемлем. Это может иметь обратный эффект: спровоцировать новую волну трудовой миграции за границу, чтобы за счет местных высоких зарплат люди могли самостоятельно собирать деньги на старость – без посредничества государственных и негосударственных накопительных фондов.

При этом Украина не может действовать таким же образом, а именно массово привлекать трудовых мигрантов из других государств. С нашим нынешним уровнем развития экономики страна является «неинтересной» для иностранных мигрантов и многими используется только как трамплин для миграции в Европу.

Законодательные задачи

Существует вполне логичная критика власти относительно задержания введения новых подходов по обеспечению пенсионных выплат. Потому и старт обязательной накопительной системы в 2021 году, как это анонсировал премьер, под вопросом, поскольку надлежащей правовой базы для этого нет. В парламенте зарегистрировано несколько законопроектов о накопительном пенсионном страховании, но ни один из них не прошел даже первого чтения. При этом, чтобы такая система заработала, потребуется довольно длительный подготовительный период.

Кстати, в результате реформы 2004 года де-юре мы имеем многоуровневую пенсионную систему. Другое дело, что де-факто без принятия решений «на развитие», а главное – практических шагов – большинство предусмотренных возможностей остается только теорией.

К тому же в отличие от обязательной, система добровольного накопления, хоть и работает, и воспользовались ее возможностями от силы несколько десятков тысяч наших соотечественников, для 40-миллионной страны, как «капля в море». А все – из-за упомянутой уже проблемы недоверия к государству, банковской системе, негосударственных пенсионных фондов и тому подобное.

Параллельно с законодательными и практическими шагами по восстановлению такого доверия, уже сейчас, по словам экономистов, надо разделить пенсию на одинаковый для всех по размеру социальный компонент и различную солидарную часть, которая будет зависеть от взносов, сделанных каждым человеком в течение жизни. Тогда в будущем социальная пенсия может остаться как форма социальной поддержки по возрасту, а солидарную постепенно можно будет заменить на накопительную.

Экономическая задача

Один из вариантов улучшения ситуации в «пенсионном царстве» – отсчитывать с нынешних налогов (22% ЕСВ и 18% НДФЛ) по 2% в накопительные счета будущих пенсионеров. Но это только увеличит дефицит Пенсионного фонда, так как часть его поступлений «потечет» к другим накопителям. А будущий эффект при этом не гарантирован. К упомянутым проблемам защиты сбережений добавим еще и отсутствие в стране полноценного фондового рынка.

Так, экономисты делают вывод, что накопительную систему можно и нужно вводить лишь при условии:

  • снижения налогов на зарплату, замещая их отчислениями на накопление;
  • обеспечение способности регуляторов и правосудия обезопасить накопления от мошенничества и злоупотреблений;
  • обеспечение благоприятного инвестиционного климата и достаточно быстрого экономического роста.

Только цифры

В 2021 году пенсии будут расти чуть быстрее инфляции. Прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность (минимальная пенсия) вырастет в этом году на 9,3% – с 1769 до 1934 грн. Минимальная пенсия, которую будут получать украинцы с декабря 2021 вырастет на 80 грн и составит 1934 грн. При этом инфляция запланирована на уровне 7,3%.

Несмотря на дефицит Пенсионного фонда (в 2021 году запланирован на уровне 195 млрд грн), анонсирован поэтапный рост пенсий в течение всего 2021 года.

Индексацию пенсий на 11% проведут с 1 марта, а в апреле запланирован автоматический перерасчет пенсий для работающих пенсионеров с учетом размера зарплаты и стажа.

С июля государство будет доплачивать по 400 грн пенсионерам в возрасте от 75 до 80 лет. Кроме того, такие граждане будут получать не менее 2500 грн, даже если стаж составляет 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Граждане старше 80 лет будут получать дополнительно до 500 грн, а минимальная пенсия для них составит 2600 грн.

Справка

Существуют 3 вида пенсионной системы: солидарная (граждане, которые работают, содержат пенсионеров за счет пенсионных взносов), накопительная (существуют пенсионные фонды, накопленные средства являются собственностью пенсионера) и смешанная (из двух первых).

В большинстве стран действует смешанная система, в которой доминирует или солидарная или накопительная. Только солидарная система работает на Кубе: пенсии платят гражданам соответствующего возраста, у которых есть 25 лет рабочего стажа. Исключительно накопительная система – в Пакистане: граждане, которые работают, платят взносы на свой пенсионный счет.

Солидарная система доминирует в Швеции, Польше, Финляндии, Иране, Турции, России, Египте и Китае. Например, в Швеции 16% зарплаты работника отчисляют в пенсионные обязательств, 2,5% – идут на частный пенсионный счет. В Польше есть обязательные пенсионные взносы (19,5% фонда оплаты труда отчисляют в пенсионный фонд), а также существуют частные пенсионные фонды. В Египте, Турции и Иране пенсию начинают платить с наступлением пенсионного возраста, но при наличии необходимого трудового стажа. В Китае государственные пенсии платят только бывшим государственным служащим, другие делают взносы с зарплаты в пенсионный фонд.

Накопительная пенсионная система доминирует в Великобритании, Италии, Австрии, Германии, Франции, США, Нидерландах, Грузии, Чили, Аргентине, Перу, Колумбии, Индии и Казахстане. В Британии базовая пенсия выплачивается по достижении пенсионного возраста, но от государственной пенсии можно отказаться и не платить взносы. В большинстве работники отчисляют взносы в пенсионные страховые фонды.

В Германии, Нидерландах, Франции, Австрии и Италии есть обязательное пенсионное страхование. Кроме того, существуют корпоративные пенсии – предприятия платят своим бывшим работникам.

В США 15,3% доходов работника идут на обязательные пенсионные взносы, являются добровольные частные и государственные пенсионные фонды. В Чили государственные пенсии платят гражданам, если частные пенсионные фонды тех обанкротились. Работники в стране делают обязательные отчисления с зарплаты в частные пенсионные фонды на личный счет. Аналогичная схема в Аргентине, Перу и Колумбии.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-01-19