Космический туризм: польза для человечества или угроза планете

Космический туризм с самого начала был привилегией супербогачей. Но может ли это измениться – и не станет ли это гигантским прыжком к экологической катастрофе? 

За последние шесть десятилетий в космос отправились около 600 человек. Все они были профессиональными астронавтами – за исключением семи супербогатых или известных космических туристов.

Но теперь космический туризм набирает обороты.

Джефф Безос из Amazon, сэр Ричард Брэнсон из Virgin Atlantic и Илон Маск из Tesla создали собственные компании для организации внеземных туров.

Пока две фирмы предлагают 15-минутные “суборбитальные” полеты прямо над Землей, компания SpaceX Илона Маска единственная позволяет провести в космосе несколько дней.

Билеты стоят от 250 тысяч до нескольких миллионов долларов.

Только для богатых?

Сандали Кумарасингхе, 21-летняя студентка аэрокосмической отрасли и потенциальная космическая туристка, происходит из небогатой семьи из Шри-Ланки. Ее образ жизни пока совсем не похож на жизнь элитных космических туристов.

Она говорит, что надеется, что космический туризм сделает космос доступным всем, хотя и признает, что сейчас это привилегия только для богатых.

Сандали выиграла стипендию у Space Camp – учебную программу на базе американского космического агентства NASA в Алабаме. С этого момента она вошла в краткий список претендентов на оплачиваемый полет вокруг Луны от проекта Dear Moon. Его финансирует японский миллиардер Ясаку Маезава.

В марте 2021 года Маэзаву предложил желающим подать заявку на место в Starship SpaceX, чтобы облететь Луну. Он обращался в “широкую и разнообразную аудиторию”. Поездка намечена на 2023 год.

Сандали считает, что космический туризм прокладывает путь обычным людям к жизни за пределами Земли.

“Я всегда думала, что должна иметь амбициозные планы, но никогда не представляла себе путешествия на планету или… Луну”, – сказал Сандали.

“Если такая девушка, как я, с острова вроде Шри-Ланки… [может] улететь в космос благодаря одному из этих космических соревнований – [я надеюсь, что это только] текущая ситуация… Надеюсь, будет больше возможностей [ в будущем]”, – добавила она.

“Кроме того, я надеюсь, что будут космические компании, которые будут привлекать международное сообщество к подготовке астронавтов для развития науки, технологий и исследований”.

Туристы-исследователи

Ричард Гарриотт, шестой космический турист на Земле, говорит, что богачи играют важную роль в научных исследованиях и будущем человечества.

В 2008 году разработчик видеоигр, известный как Lord British, совершил полет на борту миссии “Союз ТМА-13” на Международную космическую станцию.

“Почти все научные экспедиции Чарльза Дарвина по всему миру спонсировали богатые люди или корпорации”, – объясняет он.

“В 1000 раз дешевле”

Подобно корабельным и воздушным путешествиям, которые сначала были очень дорогими и чрезвычайно опасными, космические путешествия уже вышли из этой ранней фазы своего развития, – говорит Гарриотт.

Он отмечает, что путешествия в космос сейчас “в 1000 раз дешевле”, чем в начале этой практики, и добавляет – в дальнейшем удешевить космический туризм будет возможно только при условии, что сейчас богачи будут продолжать летать в космос.

Геймер и президент Клуба исследователей, он планирует снова отправиться в космос, но даже он ждет снижения цен.

“Грязный” досуг?

А как насчет экологического вреда, который может нанести космический туризм?

Ричард Гарриотт считает, что это влияние незначительно, потому что “один запуск ракеты выбрасывает меньше углерода, чем один трансатлантический полет.

Он добавляет, что некоторые ракеты работают на водороде, поэтому их основным выбросом является вода, а не углерод, нагревающий нашу планету.

Но Сандали озабочена.

“Космический туризм может иметь много неблагоприятных последствий для природы. Было бы здорово, будь у нас больше правил, ограничений и изменений, чтобы минимизировать вредные последствия исследования космоса”, – говорит она.

Имеющиеся ракеты производят парниковые газы, такие как углекислый газ (CO₂) и оксиды азота, отмечает д-р Элоиз Маре, доцент физической географии Университетского колледжа Лондона.

И она говорит, что они загрязняют окружающую среду гораздо больше в расчете на километр полета, чем самолеты.

Хотя ученая поддерживает исследование космоса, она считает, что космический туризм наносит лишний вред окружающей среде.

“Сожжение синтетической резины”

“Полет Virgin Galactic сжигает по сути синтетическую резину. А резина горит так, как горят шины, – они производят много черного углерода”, – рассказала она , имея в виду клубы едкого дыма, выделяемые во время горения шин.

“Что-то подобное может очень сильно нагреть атмосферу, так что если Virgin Galactic будет выполнять рейсы ежедневно, это может довольно существенно нагреть атмосферу”, – объясняет доктор Маре.

Blue Origin разрабатывает ракеты, использующие разное топливо, например, пусковую установку New Glenn, работающую на жидком метане, и систему запуска New Shepard, питающуюся жидким водородом.

Доктор Маре предупреждает, что водород – это не космическое чудо-топливо, которое может спасти окружающую среду.

“Даже ракеты на базе водорода все равно производят оксиды азота… Все они будут… влиять на стратосферный озон”, – говорит она. Этот озон высоко над землей блокирует солнечное излучение и предотвращает постоянный нагрев Земли.

Blue Origin сообщила, что недавнее исследование показало, что используемый ими криогенный двигатель уничтожит в 100 раз меньше озона в озоновом слое, чем “гибридный двигатель с воздушным запуском” – вроде того, который использует Virgin Galactic.

Blue Origin также сообщила, что исследование показало, что криогенный двигатель будет способствовать изменению климата в 750 раз меньше, чем воздушный гибридный двигатель.

В момент публикации Virgin Galactic не ответила на просьбу BBC прокомментировать эти утверждения.

Космический корабль vs большой реактивный самолет

Доктор Маре подсчитала, что имеющиеся космические ракеты производят примерно в 100 раз больше углекислого газа (CO2) на километр полета, чем коммерческие реактивные самолеты.

Она проводила моделирование в течение десяти лет и говорит, что использование космических ракет увеличивается почти на 6% в год.

И ее беспокоит, что это нанесет серьезный ущерб хрупкому газовому слою, защищающему Землю.

“CO2 – не единственный аспект, который должен нас волновать при запуске ракет. Большую обеспокоенность вызывают частицы и озоноразрушающие вещества. От вредного ультрафиолетового излучения нас защищает именно озоновый слой. Химические вещества, которые выделяют… все эти ракеты, влияют на озон” , – говорит ученая.

Она задает вопрос о том, действительно ли нужен космический туризм для научных исследований, и подчеркивает необходимость “действительно активного экологического регулирования, чтобы попытаться по крайней мере смягчить влияние индустрии космического туризма на атмосферу”.

“Если она превратится в действительно крупную индустрию, у нас будут серьезные последствия для климата и стратосферного озона”, – подводит итог ученая.

Растущая индустрия

Аналитик Atrium Space Insurance Consortium Дэвид Уэйд говорит, что вскоре в мире станет больше коммерческих операторов космического туризма. Но он оптимистично смотрит на экологические преимущества, которые могут дать космические путешествия.

“Я думаю о фотографиях Земли, которые сделали, когда астронавты “Аполлона” отправились на Луну в 60-х годах. Когда люди увидели, как Земля висит в космосе, это породило целое экологическое движение”, – говорит он.

Сандали тем временем мечтает о своем потенциальном путешествии в космос.

Она дошла до четвертого из пяти этапов отбора восьми космических туристов.

Люди на других планетах?

Сандали говорит, что может прийти время, когда человечество переедет на другую планету, в частности из-за изменения климата.

“Я думаю, что нужно держать баланс между сохранностью вещей, которые мы имеем, и развитием технологий”, – говорит она.

С ней согласен бывший космический турист Ричард Гарриотт.

“Я думаю, что нет никаких сомнений в том, что человечество станет мультипланетным видом”, – говорит он.

“Я не думаю, что люди сбегут с Земли… На самом деле в космосе жить труднее”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-12-07