Невидимые на дороге. В чем проблема электросамокатов в Запорожье

В Запорожье отсутствует инфраструктура для владельцев легкого персонального транспорта. В частности, это касается электросамокатов, гироскутеров, сигвея, моноколес и роликов. А их нормативно-правовой статус до сих пор рассматривают в правительстве. 

Об этом рассказала исполнительный директор общественной организации “Совместно HUB” Анна Дворная. Она замечает, что законодательно владельцам легкого персонального транспорта негде передвигаться.

“У них есть скорость, легкое транспортное средство электрического направления, но они не могут свободно передвигаться по дороге и не могут так же свободно передвигаться по тротуарам. В Запорожье почти нет велосипедной инфраструктуры, поэтому, собственно, этим людям негде законодательно передвигаться”, – отмечает она.

Спрос на электросамокаты

Несмотря на отсутствие инфраструктуры и законодательной базы, среди запорожцев спрос на легкий электротранспорт есть. Жительнице Запорожья Ольге Пономаренко сын подарил электросамокат год назад. С его помощью женщина передвигается на небольшие дистанции – в будни на работу, в выходные – на рынок.

“Передвигаюсь или по пешеходной дорожке, или по проезжей части, где машины. Выбираю вариант самый безопасный. То есть, по проспекту я не езжу – или во дворе, или второстепенная дорога. Еду за машинами и ориентируюсь на водителей. Водители машин – они внимательные”, – говорит Ольга.

Во время карантина, когда возникли проблемы с общественным транспортом, приобрел электросамокат инженер Алексей Ахрамеев. Теперь к месту работы добирается за 15 минут, преодолевая два раза в день по 4 километра. На проезжую часть старается не выезжать – говорит: это опасно.

“Если есть пешеходы, то скорость 10-15 километров в час. А если людей нет, то можно и немного быстрее. Вещи на самокат не вешают. У него есть крючок, но это очень некомфортно. Если что-то шатается, оно мешает движению. Лучше иметь рюкзак, и все, что нужно, складывать в него”, – рассказывает мужчина.

Запорожские правоохранители зарегистрировали 3 ДТП с участием электросамокатов в период с начала 2018 года. По одному из этих случаев возбудили уголовное дело.

В прошлом году в июне в Шевченковском районе города женщина двигалась по пешеходной дорожке и на пенсионерку наехал электросамокат, в результате чего последняя получила перелом бедренной кости.

По словам адвоката потерпевшей Сергея Елисеева, при отсутствии четкой юридической базы для легкого персонального электротранспорта, следственный судья выводы основывал на том, что электросамокат – это транспортное средство.

“Моей потерпевшей причинены телесные повреждения средней тяжести. Она была на операционном столе, осуществляла длительное лечение. В связи с этим, считаю, что следователь и суд обоснованно пришли к выводу, что это транспортное средство”, – говорит Сергей Елисеев.

Виктория Тлустова, заместитель начальника отдела коммуникации ГУ Нацполиции в Запорожской области объясняет, электросамокат суд квалифицировал транспортным средством из-за того, что его мощность превышает 3 киловольта: “Правонарушения в уголовном производстве было переквалифицировано на статью 291 Уголовного кодекса Украины – “Нарушение действующих на транспорте правил”.

В этом году в апреле Шевченковский районный суд Запорожья приговорил виновницу аварии к 1 году условного наказания. Также женщину обязали выплатить потерпевшей материальный ущерб в размере 102 000 гривен и моральную компенсацию – 23 000 гривен.

“Обвиняемая – женщина 30-ти лет. У нее трое детей, и суд учел, что у нее трое детей, назначая ей наказание”, – добавляет Сергей Елисеев.

Что говорит закон? 

Пока не принят Закон, регулирующий передвижения на легких персональных транспортных средствах, их владельцы должны соблюдать общие правила дорожного движения, говорит Виктория Тлустова.

“В связи с тем, что электросамокат – это транспортное средство, передвигаться на нем разрешено только по проезжей части. Поскольку, в соответствии с пунктами 11-13 Правил дорожного движения, запрещается движение транспортных средств по тротуарам и пешеходным дорожкам, кроме определенных в этих пунктах обстоятельств и условий”, – отметила Виктория Тлустова.

В двух законопроектах, разработанных в начале июля, парламентарии Украины предлагают владельцам легкого персонального электротранспорта двигаться велодорожкой, или краем проезжей части. Водители должны быть не моложе 16 лет и только в шлеме, транспорт – без груза и пассажиров.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-07-29