Почему в Харькове так много смертельных ДТП?

Лидер по количеству резонансных дорожных происшествий – Харьков – чаще других регионов попадает в новостные ленты с сообщениями об очередной головокружительной аварии. Соцсети изобилуют фото и видео ДТП, которые выделяются на фоне “среднестатистических” столкновений, и на них живо реагируют люди. 

Хотя статистически Харьков – не хуже других городов Украины. Количество дорожных происшествий здесь не самое большое в Украине.

Однако высоко число так называемых резонансных аварий: дорожных происшествий, которые попадают в ленты новостей, потому что редакторы отбирают их из десятков других.

Происшествий, которые произошли при исключительных, даже уникальных обстоятельствах. Приключений, привлекающих внимание и вызывающих эмоции. За которыми следят медиа и их аудитория – до приговора виновнику в суде.

Эту цепную реакцию в 2017 году запустила авария с участием Елены Зайцевой за рулем Lexus и Геннадия Дронова на Volkswagen. В результате столкновения двух авто Lexus отбросило на обочину, где зеленого света ждали пешеходы. Тогда погибли шесть человек, еще пятеро были травмированы. Оба водителя судом признаны виновными и приговорены к 10 годам лишения свободы каждый.

Именно на этом перекрестке 21 ноября 2021 поймали на нарушении правил дорожного движения депутата ВР Александра Куницкого. Харьковский мажоритарщик приехал в родной город на выездное заседание комитета парламента, посвященное кризису на дорогах в Харькове.

Так чем так уникален этот город? И уникален ли?

Только за последний месяц в Харькове произошли три резонансных аварии.

26 октября автомобиль Infiniti на скорости свыше 100 км/час выехал на перекресток на красный и врезался в Шевроле. Погиб один человек, травмированы трое.

За рулем Infiniti находился 16-летний юноша, который уже имел штрафы за превышение скорости и вождения без водительского удостоверения, а также условный срок за стрельбу из травматического оружия во время конфликта в публичном месте.

11 ноября на одном из центральных проспектов города автомобиль Toyota Land Cruiser сбил двух подростков, переходивших дорогу по зебре, на зеленый для пешеходов свет.

Водитель Toyota, как показала экспертиза, находился под действием метадона. У него есть условный срок за кражу, админпротокол за дорожную аварию, фигурировал по делу о наркотиках.

25 ноября на кольцевой дороге грузовик MAN не остановился на светофоре: в результате сложной траектории движения транспорт занесло и опрокинуло. MAN раздавил машину такси, повредил еще две легковушки и еще один грузовик.

В такси погибли водитель и пассажирка с 3-летним ребёнком. Травмы получили четыре человека, в том числе сам водитель MAN’а. В его крови экспертиза обнаружила каннабиноиды и опиаты.

“Хочу отметить, что именно в 2021 году у нас самая большая тенденция спада количества ДТП с пострадавшими и погибшими”, – сказала в комментарии СМИ руководитель патрульной полиции Харьковщины Алена Стрижак.

“Общее снижение – 17,2%. Каждый, кто оценивает уровень аварийности в Харьковской области, должен не судить по одному ДТП, а пересмотреть всю страну и убедиться, что такие аварии происходят не только в Харьковской области”, – настаивает она.

Приведенные Стрижак цифры подтверждают и данные офиса генпрокурора. Во время недавнего выездного заседания комитета парламента, посвященного безопасности дорожного движения в Харькове, генпрокурор Ирина Венедиктова анализировала количество “смертельных” аварий в разных регионах Украины в 2021 году.

“С летальным исходом – 1844. Это – за 10 месяцев. Кто у нас “чемпионы” по стране? На первом месте остается Днепропетровская область, и при ДТП с погибшими, и при ДТП с погибшими пешеходами. На втором месте – Львовщина, на третьем – Харьковская область, и на четвертом Киевская”, – сказала Венедиктова.

И Стрижак, и Венедиктова оперируют данными по всему региону, не выделяя Харьков. Полицейские фиксируют цифры – количество совершенных аварий и их последствия: травмированных и погибших людей, материальные потери.

Статистическая картина является объективной, но неполной, она не учитывает обстоятельства – грубость и “дерзость” нарушения: значительное превышение скорости, пьяное вождение, пренебрежение светофорами и дорожными знаками.

“Именно дорожно-транспортные происшествия, которые случались в городе Харьков, набирали мощный общественный резонанс. Потому что, возможно, условия, при которых совершили эти преступления, или аварии, были специфическими. Такой системности в других регионах нет”, – сказал в эфире “Общественного” депутат Рады Александр Бакумов, инициатор выездного заседания комитета парламента в Харькове.

“Харьков – город неизученных уроков. Это трудно признать, но, похоже, Харьков действительно антилидер. Не со статистической, но с реальной точки зрения”, – сказал местный политик, соучредитель Харьковского антикоррупционного центра.

Как юрист Черняк представляет интересы двух семей, пострадавших в резонансных происшествиях. Одна из них – авария с несовершеннолетним водителем Infiniti, в которой погиб 58-летний водитель Chevrolet.

Он говорит, что у этой проблемы в Харькове есть четыре составляющие, которые приводят к такой ситуации. Первая – это законодательство.

Вторая – практика правоприменения, или проще говоря, это коррупция и “решалово” с полицией.

Третья – инфраструктура: безопасность движения, развязки, освещение и переходы.

Четвертая – толерантность общества: полная терпимость к мелким и средним нарушениям ПДД.

“Каждая из этих составляющих играет свою роль, иногда это причинно-следственная связь. Плохие законы – соответствующая практика применения. Нарушители избегают ответственности – общество это терпит”, – говорит Черняк.

Но, по его словам, в стороне стоит инфраструктура. Это связано с тем, что нет запроса на безопасные дороги.

“На красивые парки есть, а на дороги – нет”, – настаивает он.

Слишком хорошие дороги называет одной из причин концентрации дорожных аварий в Харькове его только что избранный мэр Игорь Терехов.

Правда, он говорит не об организации движения, а о качестве покрытия.

“Вы задаетесь вопросом “А почему так много ДТП?” Хоть это не популярно, но скажу вам: а потому что дороги в Харькове хорошие!” – заявил мэр.

По словам Терехова, после капитального ремонта локального участка местные жители часто обращаются в муниципалитет с просьбой установить лежащего полицейского, чтобы заставить водителей снизить скорость.

На выездном заседании комитета Совета по правоохранительной деятельности прозвучало полтора десятка предложений в диапазоне от “воспитания детей” до “увеличения бюджета полиции”.

Четыре законопроекта комитет решил рекомендовать для рассмотрения парламентом.

“Все они касаются усиления ответственности за нарушение ПДД. За ДТП, совершенные в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Однако я не разделяю полностью позицию, что усиление ответственности решит проблему”, – говорит член комитета Бакумов.

Увеличение штрафов и более жесткие наказания за нарушение не дают желаемого эффекта – ощутимого снижения количества ДТП, считает Денис Кобзин, председатель Харьковского института социальных исследований.

Сфера его интересов – права человека и правоохранительные органы.

“Из-за того, что некоторые наши ДТП получили такую ​​огласку, и Харьков вышел в топ, его использовали, чтобы отработать выгодную МВД повестку дня. Дополнительное финансирование, продвижение “нужных” нормативных актов”, – сказал Кобзин.

Он настаивает, что правовых устройств вполне достаточно. И вопрос в том, как они работают.

“С моей точки зрения – выборочно. Есть проблема с судами, это правда. Но работа самой полиции часто неудовлетворительна, и огромное, огромное количество нарушений “решается на месте”. И потому нарушители вполне спокойно чувствуют себя”, – настаивает Кобзин.

Для лучшего мониторинга движения и фиксации нарушений патрульной полиции города не хватает кадров. По словам руководителя патрульной службы Харькова Алены Стрижак, причиной является низкая зарплата.

“Ежедневно в город выезжает 51 экипаж патрульной полиции. И больше у меня нет! И хочу сообщить, что у меня за последние 10 месяцев уволилось в полтора раза больше работников, чем за предыдущий год”, – сказала Стрижак на заседании комитета Рады.

Но уже на следующий день в эфире местного телеканала она пояснила, что 50 экипажей достаточно для Харькова количеством, однако общий “некомплект” службы составляет 11%.

“Я вижу динамику. Если она продолжится – будет нехватка кадров”, – сказала Стрижак.

Через неделю пресс-служба патрульной полиции города сообщила, что с 29 ноября на дороги Харькова и области добавили еще 15 патрулей. По результатам семи “тестовых” дней решат, оставить ли такое количество экипажей навсегда.

Летом в Харькове начали устанавливать у пешеходных переходов ростовые фигуры – яркие пластиковые муляжи школьников. Городской совет заказал 80 таких макетов, стоимость каждого – почти 10 тыс грн.

Подход заметила и оценила генпрокурор: “Вернулась только из Харькова – увидела много фигур, имитирующих пешехода детского возраста, небольшого роста. Пожалуй, лучше иметь, чем не иметь такие имитации: они могут привлечь водителя. Но, с другой стороны, нужно помнить, что освещенный переход – это дороже, но он будет иметь в разы больший превентивный эффект”, – сказала Венедиктова.

Эффект от пластиковых школьников в Харькове не просчитывали, поэтому утверждать, что они работают на безопасность пешеходов, нельзя.

Прием “нетрадиционный”, но допустимый – он заимствован из Европы, – сказал Виктор Козориз, вице-президент организации “Общество участников движения”.

Козориз отмечает: ростовые фигуры ни в коем случае не заменят привычных инженерных решений: дорожных знаков, разметки и освещения переходов.

“Как одно из средств – эти фигурки имеют право на жизнь. Но статистика свидетельствует, что общее количество пострадавших и погибших среди пешеходов не уменьшается. На кого рассчитаны эти фигурки? На тех водителей, которые придерживаются правил. А тех, кто летает пьяным”. и под влиянием веществ, – не останавливают даже бордюры, островки безопасности, красный светофор”, – сказал Козориз.

Усложнить жизнь нарушителям обещает неформальное общественное объединение, образовавшееся в ноябре в Харькове. В нем сплотились предприниматели, возмущенные “дикостью” и безнаказанностью дорожных нарушений в городе.

Начавшаяся им инициатива обещает, в частности, информационную поддержку и создание социальной рекламы, а самое важное – безвозмездную юридическую помощь семьям пострадавших и погибших в ДТП.

Первая “громкая” авария произошла в Харькове 2 мая 2008 года. Тогда пьяный мужчина за рулем внедорожника выехал на трамвайную остановку.

Погибли шесть человек, среди них двое детей и беременная женщина. Приговором суда водителя приговорили к десяти годам заключения. Отдельным определением судья тогда обращался в Верховную Раду с призывом усилить наказание с тех пор, как считал максимальную санкцию, предусмотренную законом, недостаточной за такое преступление.

Отбыв в колонии семь лет, водителя освободили условно-досрочно. Через два года патрульная полиция остановила его за рулем: несмотря на то, что судом он был лишен водительских прав на три года.

Экспертиза подтвердила, что водитель находился в состоянии алкогольного опьянения.

23 ноября 2021 г., следующего после выездного заседания дня в Харькове наложили штраф в 340 грн за нарушение правил дорожного движения на Александра Куницкого, депутата мажоритарщика от харьковского округа.

Нарушение он совершил за два дня до того, накануне заседания, в котором также принимал участие как член парламентского комитета по вопросам правоохранительной деятельности.

“Он нарушил правила дорожного движения именно на том перекрестке, где произошло ДТП с Зайцевой. По-моему, это уже верх цинизма. Как обычный избиратель я обращаюсь, чтобы рассмотреть пребывание этого лица в правоохранительном комитете. Кажется, что человек, постоянно нарушающий правила дорожного движения, не может рассказывать стражам порядка о том, как они должны бороться именно с такими нарушителями”, – прокомментировал инцидент руководитель СБУ в Харьковской области Роман Дудин.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-12-01