Продавать государственные земли запрещено, но можно?

По крайней мере такую  возможность заложили в законопроекте № 3012-1, касающийся приватизации земель государственных или коммунальных сельскохозяйственных предприятий и организаций. Голосами 315 депутатов он был отправлен на доработку. Даже большинство провластной фракции проголосовало за такое решение, хотя ее же депутаты и вносили проект закона. 

И неудивительно, потому что в законопроекте содержались положения не только спорные, а иногда просто странные. Так, земли государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий можно приватизировать не только во время приватизации самих предприятий, но даже без этого, на основании решения вышестоящего органа, которому подчинено предприятие, или при ликвидации предприятия.

Еще интереснее то, как предложено распределять приватизированные земли предприятия. Из всего массива сельскохозяйственных земель предлагается до 40% распределить между работниками предприятия, его пенсионерами, а также работниками социальной сферы. Распределение осуществляется по следующему принципу: работникам предприятия – в размере среднего пая в районе, а работникам государственных и коммунальных социальных учреждений – не более чем по 2 гектара. Уже здесь заложена вероятность конфликтов: не более есть, а не менее – нет. А если частей среднего размера не хватит даже на работников предприятия?

Еще до 20% запланировано предоставить участникам боевых действий для ведения личного хозяйства, но опять-таки не более 2 гектара на человека. Еще 40% должно быть продано на земельных торгах, а во время моратория продажи с аукциона подлежат права аренды.

Законопроект вызвал глубокие замечания Главного научно-экспертного управления Верховной Рады. Согласно недавно принятым законом о рынке земли, продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или коммунальной собственности, запрещена. А здесь – нет! Такое же замечание содержится и в заключении аграрного комитета Верховной Рады.

Вопрос вызывает и предлагаемое распределение земель между работниками: если так, то при чем здесь какие-то аукционы? Или продавайте, или бесплатно раздавайте, но ни то и другое вместе! Можно представить, какие здесь возникнут злоупотребления на местах: пенсионеру – песочек, тому, кто больше заплатит, – чернозем.

Кроме того, передача земель в аренду с правовой стороны противоречит самому смыслу приватизации: она предполагает изменение владельца, тогда как аренда сменой собственника не является. Несоответствие действующему законодательству и в том, кто и как будет менять целевое назначение земельных участков.

Впрочем, это только цветочки. Здесь опасность еще большая: неужели опыт паевания земель бывших колхозов ничему не научил? Хотим создать еще один отряд землевладельцев, которые не имеют возможности или желания сами обрабатывать свои наделы, то есть арендодателей? Мы и так по количеству арендодателей имеем неоспоримое первенство во всем мире, больше нигде такого нет!

И эта история будет иметь продолжение, ведь скоро откроется рынок земли, и те, кто получил не нужные им наделы, воспользуются случаем скорее их продать. А что бывает, когда на рынке избыток предложения? Правильно: снижается цена.

Владельцы земель согласятся на любую цену, потому что получили участки бесплатно (устраивать бесплатную раздачу земель накануне открытия земельного рынка – само по себе действие сомнительное). Итак, создаются предпосылки к скупке бесплатно розданной земли для спекуляции или создания вместо личных хозяйств, что является якобы задачей законопроекта, крупных латифундий. Не скрытая ли это цель такого законопроекта?

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-02-23