Прорыв блокады украинских портов. Действительно ли он случился?

zerno

Иностранные СМИ и OSINT-аналитики заявляют о “прорыве зерновой блокады” украинских портов в конце июля. Об этом свидетельствует то, что первые иностранные грузовые корабли уже пересекли Черное море и зашли в дунайские порты в Одесской области. Это произошло, несмотря на громкие угрозы российского министерства обороны. 

С 20 июля Россия прекратила свое участие в зерновом соглашении, действовавшем почти год и позволяла кораллам относительно безопасно экспортировать из украинских портов на Черном море сельскохозяйственную продукцию.

После разрыва этих договоренностей армия РФ устроила систематический обстрел украинских портов. Не только черноморских, но и тех, что расположены на реке Дунай. Очередной обстрел портов на Дунае произошел как раз в ночь 2 августа.

Более того, российское минобороны заявило, что все иностранные суда, направляющиеся в акватории Черного моря к украинским портам, будут рассматриваться как “потенциальные перевозчики грузов военного назначения”. Страны, под чьим флагом они будут идти, станут для России “вовлеченными в украинский конфликт на стороне киевского режима”.

Однако вскоре после этих воинственных заявлений россиян на онлайн-картах морского трафика начали появляться первые иностранные грузовые суда, открыто сообщавшие о своем движении в украинские порты на Дунае.

Первые, но не последние?

О том, что три иностранных корабля направляются в украинские порты, одним из первым указал OSINT-аналитик Маркус Джонсон 30 июля. Он обратил внимание, что отправившийся из израильского порта Ашдод сухогруз AMS1 (под флагом Сьерра-Леоне) указал конечным пунктом своего назначения дунайский порт на Одесщине Измаил.

Некоторое время он находился недалеко от дельты Дуная в территориальных водах Украины, вечером 1 августа он уже двигался по реке в направлении Измаила.

Эта информация общедоступна для всех через использование кораблем системы автоматической идентификации (AIS) для морских судов. Она позволяет отслеживать их трафик в онлайн-режиме.

Более того, кроме корабля AMS1 в конце июля – начале августа еще несколько иностранных судов, в частности, под флагами стран Вануату и Танзании, указали, что направляются в украинские порты на Дунае. Есть среди них и грузовой корабль под украинским флагом под названием “Орел-5”.

Еще несколько грузовых судов, например Almeria (под флагом Камеруна) и Florica (флаг Вануату) вышли из порта Измаил и двигаются в соответствии с Болгарией и Грецией.

Очевидно, Россия никоим образом не атаковала, не задерживала и не проверяли эти суда. Также со стороны Кремля не звучало заявлений об объявлении любых стран, которым принадлежат эти сухогрузы, “сообщниками киевского режима”.

Руководитель мониторинговой группы из Черноморского института стратегических исследований Андрей Клименко отмечает, что по состоянию на вечер 31 июля на якорной стоянке к югу – юго-западнее острова Змеиный (преимущественно в территориальных водах Румынии) находилось не менее 16 кораблей. Эксперт говорит, что их тоже можно назвать “прорывателями блокады”, то есть они, по его данным, планируют заходить в украинские порты. Некоторые из судов находятся в этом районе с тех пор, как РФ объявила о прекращении действия зернового соглашения.

“Они не считают себя героями и “прорывателями” – это просто нормальные моряки, которые делают свою работу, – отмечает Клименко, – Уверен, что украинские и румынские лоцманы, портовики и ВМСУ (Военно-морские силы Украины) делают то, что нужно”. И не поднимают шум.

Данные с сервиса MarineTraffic, показывающие большое количество грузовых кораблей, ожидающих в территориальных водах Румынии, в ожидании зайти в украинские порты на Дунае. Некоторые корабли уже направляются в обратном направлении из украинских портов.

На вечер 1 августа на онлайн сервисе MarineTraffic можно увидеть движение кораблей неподалеку от дельты Дуная в румынских и украинских территориальных водах. Но некоторые из них, например сухогруз Sahin 2, ранее направлявшийся из греческого порта Суда в Измаил, стал на якорь и скрыл данные о конечной цели следования.

“Кажется, российские силы не желают или не могут принудительно останавливать и обыскивать нейтральные суда, следующие в Украину через Черное море, несмотря на якобы выдвинутые для этого условия”, – говорится в отчете американского аналитического центра “Институт изучения войны” (ISW).

Эксперты отмечают, что российские СМИ сообщали о нескольких случаях остановки гражданских судов российским флотом для проверок и обысков.

“Блокада” или нет?

Андрей Клименко обращает внимание, что использовать термин “зерновая блокада” по-украинских портов на Дунае не очень уместно. Они не подпадали под действие зерновой сделки, и формально движение к ним иностранных судов не было ограничено.

Движение грузовых судов туда началось еще до “зернового соглашения” – вскоре после освобождения от россиян острова Змеиный в июне 2022 года. А августовское соглашение о поставках зерна касалось морских портов “Большой Одессы” – Одессы, Черноморска и Южного.

Собственно российские корабли и не применяют пока классической морской блокады в отношении судов, следующих в украинские порты. Данных об активном препятствии кораблям или их блокировке со стороны российского флота нет.

Однако Государственная пограничная служба Украины 28 июля обнародовала аудиозапись, на которой, как указано, зафиксировали обращение капитана российского военного корабля к экипажу гражданского судна в Черном море недалеко от одного из морских портов Украины. Россиянин сообщает о запрете дальнейшего движения судна и перевозке любых грузов в Украину.

“Блокада – это когда военные корабли мешают проходу судов, то есть требуют остановиться, вернуть, проводят осмотры и т.д., – отмечает Клименко, – насколько мне известно, пока все ограничилось предупреждениями по рации очень плохой английской. И сообщениями о заминировании. И все поняли, что моряков хотят “взять на слабое”.

Бывший заместитель начальника штаба ВМС Андрей Рыженко говорит, что суда, которым удалось дойти до украинских портов, использовали “фактор неожиданности”.

К примеру, часть пути они шли в территориальных водах (терводы имеют ширину 12 миль от берега) стран НАТО: Турции, Болгарии и Румынии. Это помогло перехитрить патрульные корабли россиян “Василий Быков” и “Сергей Котов”, патрулирующих море недалеко от этого района.

Однако бывший представитель ВМС уверен, что Кремль будет пытаться перекрыть эту “лазейку” и устроить провокации по пути движения торговых судов.

“Я вам могу дать 100%, что россияне уже планируют, как перекрыть эту “дорогу жизни”, – говорит эксперт ВВС, – Конечно, открыто атаковать территориальные воды Румынии они не будут. Это могут быть вооруженные провокации разного плана, это может быть скрыто” постановка мин, использование морских дронов без опознавательных знаков”.

Итак, резюмирует он, опасность судоходства в Черном море остается на высоком уровне. Единственное, что может нивелировать ее, это жесткая позиция западных партнеров Украины.

“Ситуация довольно тяжелая, но можно считать, что определенные положительные моменты за последние дни появились”, – говорит ВВС руководитель программ программы Центра глобалистики “Стратегия ХХІ”, бывший военный моряк Павел Лакийчук.

Он объясняет, что гражданские суда, в отличие от военных, считаются собственностью, а не “суверенной территорией” государства, то есть нападение на них не будет автоматически означать нападение на другую страну. Такой “частичный иммунитет” ставит их в довольно уязвимое положение в нейтральных водах.

“Территориальные воды других государств являются определенным сдерживающим фактором для российской агрессии, но в нейтральных водах – россияне действуют как пираты XXI века”.

Как противодействовать России и что будет дальше?

OSINT-аналитики обратили внимание, что во время “прорыва зерновой блокады” над этим районом Черного моря кружили американские разведчики.

Это может указывать на то, что США активно отслеживают реакцию Черноморского флота РФ на действия гражданских судов у украинских портов.

Но единственный военный инструмент, которым сейчас может ответить Украина на российскую угрозу, это морские дроны. Минобороны РФ уже заявило, что именно безэкипажными водными катерами в ночь на 1 августа были атакованы патрульные корабли “Сергей Котов” и “Василий Быков”. Атаку трех беспилотников вроде бы удалось отразить.

Это заявление украинская сторона не комментировала, но за несколько дней до этого CNN выпустила сюжет об украинских морских дронах. Там были раскрыты некоторые их характеристики, в частности дальность до 800 км и боевая часть весом 300 кг.

“Если такой дрон с таким количеством взрывчатки попадет в патрульный корабль, он его просто уничтожит”, – говорит капитан 1-го ранга Андрей Рыженко. Но в то же время отмечает, что РФ приняла контрмеры, чтобы обезопасить свои суда от атак беспилотников.

В первую очередь, речь идет о вооружении почти всех российских военных кораблей крупнокалиберными пулеметами и зенитными пушками. Также экипаж находится в полной боевой готовности для отслеживания потенциальных угроз морских беспилотников.

Морские безэкипажные катера, которые, вероятно, использует Украина для атаки на российские военные корабли.

Пока действие зерновой сделки не возобновится, запад иностранных судов в украинские порты на Черном море маловероятен, говорят эксперты.

А порты на Дунае даже если будут функционировать на полную мощность, не смогут компенсировать эти потери. В последние месяцы через дунайские порты транспортировалось до 2 млн тонн украинской продукции. Вместе с железной дорогой и автодорогами ежемесячный экспорт может составить 4-4,5 млн. тонн. В то же время за год действия зерновой сделки морскими путями вывезли более 33 миллионов тонн зерна.

Украина активно ищет, как исправить ситуацию. Так, 31 июля министерство иностранных дел Украины сообщило о достижении соглашения с Хорватией об использовании его портов на Дунае и в Адриатическом море для транспортировки зерна.

В Национальном банке Украины уже заявили, что не надеются на возобновление действия зернового соглашения и рассчитывают только на экспорт сельхозпродукции по альтернативным путям. Это приведет к удорожанию логистики, уменьшению доходов сельхозпроизводителей и соответственно падению производства АПК.

По данным BBC, украинские аграрии уже реагируют на “зерновую блокаду” и меняют посевные планы, уменьшая объемы зерна.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-08-03