Укрзализныця. Как угробили перспективное предприятие

Госконцерн “Укрзализныця” – одно из крупнейших предприятий страны. Предприятие платит от 20 до 30 миллиардов гривен налогов ежегодно,  но при этом является убыточным.  Так, по итогам 2020 года, УЗ понесла убытки в размере 12 млрд грн. 

Одной из главных проблем компании является большая задолженность, которая составляет несколько сотен миллионов долларов. Также странной выглядит ситуация, когда зарплата простых украинских железнодорожников составляет 5000 – 8000 грн, в то время когда члены Наблюдательного совета предприятия зарабатывают 300 – 500 тысяч гривен в месяц.

С таким положением дел не хотят мириться ни в Кабмине ни в Верховной Раде, где уже создали временную следственную комиссию (ВСК) для проверки и оценки состояния Укрзализныци. Комментируя ситуацию, глава комиссии, Юлия Гришина заявила, что сейчас ситуация с УЗ близка к критической. Давайте просмотрим почему.

Падение в сфере грузоперевозок

Первое, что бросается в глаза, – “Укрзализныце” не удается остановить падение объемов перевозок. И если в грузовом сегменте это падение носит плавный характер: -11,7% за период с 2015 по 2020 гг., то с пассажирскими перевозками – полный провал. По итогам 2020 года они рухнули на 64,3% в целом и на 52% в пригородном сообщении. По прогнозам парламентских экспертов, исправить положение в 2021 г. Вряд ли получится. Часть грузоотправителей и пассажиров перешли на автомобильный транспорт.  Если говорить исключительно о грузоперевозках, то стоит отметить, что падение показателей УЗ связано еще и с увеличением перевозки зерна по рекам Украины. Одна только компания “Нибулон” за последние несколько лет построила более 20 речных перегрузочных терминала на берегах Днепра, Днестра и Южного Буга.  Утечка клиентов ведет не только к потере доходов, но и к утечке кадров.

По теме: В “Укрзализныце” 2 года не повышают зарплаты. Почему бездействует профсоюз?

По данным Юлии Гришиной, 10 лет назад, в 2011 году, количество сотрудников УЗ составляло более 400 тысяч человек. Сейчас, в 2021 году в “Укрзализныце”,  осталось всего 250-260  тысяч сотрудников. То есть, за 10 лет штат сотрудников УЗ уменьшился на 150 тысяч человек. Большой проблемой является то, что увольняются, как правило, хорошие, подготовленные специалисты, а вместо них на УЗ приходят работать люди без профильного образования.

Один из выводов парламентской комиссии – у “Укрзализныци” катастрофически не хватает денег на модернизацию инфраструктуры. План обновления подвижного состава выполнен лишь на 65%. Около 60% локомотивов и электропоездов технически не пригодны к эксплуатации. И почти все дизель-поезда эксплуатируются с просроченными капитальными ремонтами. Парк пассажирского подвижного состава за последние 5 лет сократился на 20-30%. Аналогичная ситуация и с железнодорожными путями, капитальный ремонт и реконструкция необходима более 11 тыс. км.

Нелепая государственная политика в отношении ЖД

Волну критики депутатов вызвала кредитная политика в отношении государственных железных дорог. Об этом в рамках своей большой майской пресс-конференции президент Владимир Зеленский. По его словам, УЗ привлекала займы на 100-300 млн долл. под 10-12% годовых, при том, что рынок предлагал займы под 7-8%. По мнению главы государства, управление УЗ с коррупционной составляющей  стало одной из причин того, что “Укрзализныця” оказалась фактически на грани банкротства.  Как достижение представил перекридитование компании и.о. главы УЗ Иван Юрик, который сообщил о том, что им удалось привлечь кредит на 300$ млн под 7,875%. Привлеченные средства пойдут на рефинансирование уже существующего долга компании.

По теме: Укрзализныця перечислила в госбюджет 750 млн грн дивидендов

В Министерстве инфраструктуры, и в профильном парламентском комитете выход из кризиса видят один – повысить тарифы на грузовые ж/д перевозки и за счет этого найти средства на модернизацию УЗ. Планируется с 1 сентября тариф на перевозку грузов первого класса на 8%, а с 1 января – еще на 20,4%. Предлагаемое повышение для грузов второго тарифного класса составит 8% и 6,5% соответственно.  Но похоже в правительстве просто не понимают, что практика ничем не обоснованного роста тарифа ошибочна и в долгосрочной перспективе приведет к еще большему падению как объемов перевозок, так и доходов от них. Последствия же роста тарифов могут быть пагубными для всей железнодорожной отрасли.

Как отмечает Константин Бондарев, за 5 последних лет Украина уже потеряла ж/д транзит из-за повышения тарифов. Зарубежные грузоотправители пошли в обход нашей страны, потому что это дешевле. По той же причине многие украинские бизнесы поменяли вектор своей логистики – пересели на автотранспорт. И после намеченного тарифного подъема пересядут еще. Таким образом, “Укрзализныця” если и выиграет в расценках, то потеряет в объемах. Поэтому, как считает депутат, поднимать тарифы – это крайняя мера. Для начала стоили бы попробовать другие средства: сформировать в руководстве АО квалифицированную команду из своих, украинских специалистов; освободить компанию от уплаты земельного налога под железнодорожными путями (а на это уходит примерно 4 млрд грн ежегодно): сбалансировать тарифы на электрическую энергию для “Укрзализныци”).

Солидарен в прогнозах с Константином Бондаревым и генеральный директор Федерации работодателей транспорта Украины Владимир Гусак. По его словам, за последние несколько лет УЗ потеряла 30-40 млн т грузоперевозок. И не из-за экономического спада, а из-за того, что ее потенциальные клиенты выбирают альтернативные виды транспорта. Ведь за тот же период автомобильные перевозки в стране выросли на 20-30%. По сути, клиенты бегут с УЗ. И каждое новое повышение тарифов – это очередная потеря грузопотока, а соответственно и доходов.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-07-15