В Украине продолжается масштабная реконструкция дорог

Строительство дорог в Украине набирает обороты. Однако, к сожалению, распространяются и связаны с тем негативные явления – нарастает количество жалоб на качество только что построенных путей. Причина этого – не только халатность исполнителей работ, но и имеющиеся  злоупотребления: в смету вписаны одни работы, зато выполняют другие, более простые и дешевые, что негативно сказывается на качестве дорожного покрытия. Итак, вопрос контроля качества в области строительства автодорог стоит крайне остро. 

Одним их лидеров в сфере строительства и реконструкции автомобильных дорог в Украине является харьковская компания “Эталон-групп”. Специалисты предприятия выполняют абсолютно все виды работ от проектирования и проведение топографической съемки и разбивки участка, до укладки основания, дорожного покрытия и нанесения дорожной разметки.

Этой болезненной проблеме уделяют внимание в правительстве и Государственном агентстве автомобильных дорог Украины. В начале 2021 года Укравтодор определил реформу управления качеством одним из приоритетов реформ дорожной отрасли. А на днях был представлен План действий по внедрению реформы, который наработали специально для этого. Была создана рабочая группа и эксперты Команды поддержки реформ при Укравтодоре с учетом стандартов ЕС.

Также была создана единая информационная платформа «Е-road» (электронная дорога). Она сочетает интерактивную карту дорожных работ с указанием фактического состояния работ и их исполнителей, базу других данных и систему отчетности.

Реформа начинается с головы

Это позволяет осуществлять текущий контроль в центральном аппарате ведомства и на местах и ​​принимать эффективные управленческие решения. Еще один важный элемент реформы управления в дорожной службе – мониторинг работ, выполненных ранее, если объекты распространяется гарантийный срок. Мониторингу принадлежит оценки транспортно-эксплуатационного состояния автодорог и качества дорожных работ с проведением комплекса испытаний – важность последнего в ведомстве особо подчеркивают.

Кроме этого, внедряют программное обеспечение для управления дорожными активами HDM-4, ​​которое уже применяют в 122 странах, оно хорошо себя показало. Его одобрили Международная дорожная федерация (IRF) и Всемирная ассоциация автомобильных магистралей (PIARC).

Со следующего года все дорожные работы будут выполнять с применением этой системы. Как отметил директор департамента технического обеспечения и инновационного развития Укравтодора Роман Комендант, система будет распространяется на все этапы работ – от проектирования до эксплуатации готового объекта. Применение этой системы, по мнению руководителей ведомства, не только улучшит планирование работ, но и предотвратит злоупотребления в дорожной отрасли.

Не забывать об уже построенном

Второе направление, определенное дорожной картой, – реформа безопасности транспорта. Ведь не менее важно, чем построить дорогу, поддерживать ее в надлежащем состоянии. Сейчас подрядчик не мотивирован это делать: сделают заказ отремонтировать определенный участок автодороги – отремонтирует, не сделают – и не почешется.

Лучшая мотивация для коммерческой структуры, которой является подрядчик, – деньги. Итак, следует совершенствовать систему финансирования дорожных работ, чтобы не ждать, пока абсолютно все развалится. Стоит заметить, что ГАК «Автомобильные дороги Украины», которой следует предоставить почетное место в планах будущих преобразований, устранены практически от всех работ.

Так, кстати, произошло со многими государственными компаниями в различных отраслях капитального строительства. Эти компании фактически доведены до банкротства из-за нехватки государственных заказов, тогда как подряды на выполнение работ достаются частным исполнителям, далеко не всегда добросовестным. Трудно поверить, что здесь не коррупционного фактора.

Важное направление развития – сотрудничество с зарубежными партнерами, в частности ЕБРР. Сейчас сумма сделки составляет 450 млн. евро, когда же присоединится Европейский инвестиционный банк, она возрастет вдвое.

Это соглашение содержит два важных инфраструктурных объекта – строительство объездного пути вокруг Львова и реконструкция значительного участка трассы Киев – Одесса. Но не только это: в соглашение входят важные системные реформы – антикоррупционная, системы закупок, по повышению безопасности дорог и усовершенствования инфраструктуры для электротранспорта (дорожные зарядные станции и т.д.).

Сейчас Укравтодор создали первые черновики о коррупционных рисках и антикоррупционный план, который разработали по заказу ЕБРР специалисты Института государственного управления в г.. Базель (Швейцария). К концу месяца это будет уже завершенный план, который должно утвердить правительство. Это обязательное условие получения кредитов от международных финансовых учреждений. И что важно, зарубежные разработчики документа отслеживать его выполнение.

Подобные процессы происходят и по другим направлениям. В частности, объявлен международный тендер на отбор консультантов по разработке системы закупок. Главное требование к планам, которые будут разрабатывать, – они должны предусматривать активное участие Укравтодора в реализации. Это должно обеспечить гармоничное развитие всей отрасли.

Часть намеченного уже реализуют. Директор департамента развития дорог Укравтодора Андрей Ивко отметил, что уже введен аудит безопасности на дорогах международного значения. С прошлого года на некоторых объектах дорожной инфраструктуры действует важный элемент реформы – система независимого технического надзора с привлечением иностранных фирм.

Завершается разработка методологии закупок, на очереди – создание реестра технического надзора. То есть в единой базе будут собраны все реестры всех технических надзоров – в случае необходимости можно будет посмотреть, кто выполнял надзор определенного объекта и с кого спрашивать, если что-то случится. Планируется восстановить функции технического надзора в региональных отделениях Укравтодора, организовать обучение специалистов с выдачей сертификатов, соответственно улучшить материально-техническую базу, восстановить лаборатории, чтобы создать систему надзора европейского образца.

Представители бизнеса и общественности отметили комплексный подход Укравтодора к вопросам качества, заметили, что к контролю качества стоит привлекать независимые организации, не подчиненные ведомству, во избежание конфликта интересов. На некоторых этапах договорных отношений между государственным ведомством и бизнес-структурами, по мнению независимых экспертов, не хватало прозрачности.

В планах реформы дорожной отрасли, по мнению независимых экспертов, не уделено должного внимания общественному контролю – это, по их мнению, следует устранить. Ведь в прошлом году общественность обнаружила недостатки на 60 вновь построенных объектах Укравтодора, поэтому потенциал такого контроля следует шире применять в дальнейшем. Исполнительный директор Национальной ассоциации дорожников Украины Олег Варивода по этому поводу заметил: представители общественности могут не всегда разбираться во всех тонкостях дорожного строительства. Однако даже если на объекте все в порядке и тревогу подняли зря, лишняя проверка не помешает.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-09-24