Закон об агростраховании: В сеть попали подробности

Вопрос, связанный со страхованием агрорисков, в Украине понемногу решают. 9 декабря прошлого года Кабмин принял постановление №1285, согласно которому товаропроизводители сельскохозяйственной продукции должны его застраховать у уполномоченного страховщика и подать заявку на получение поддержки установленного образца. 

Этот документ был поддержан как подзаконный акт к принятому летом и подписанному Президентом Закону «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об усовершенствовании правового регулирования страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». Правда, неизвестно, какие суммы пойдут сельхозпроизводителям из казны на страхование агрорисков.

«Кабинет Министров принял важные для аграриев нормативные акты, которые помогут уберечь их от неблагоприятных погодных сценариев потери урожая. Отныне у них будет государственная поддержка в форме компенсации, которая, согласно утвержденному порядку, составит до 60% стоимости фактически уплаченных страховых платежей», — отмечает министр аграрной политики и продовольствия Украины Роман Лещенко.

НАПК о коррупционных рисках

По мнению председателя правления ОО «Аналитический центр Аграрного союза Украины» Ларисы Стариковой, Кабмин и Нацбанк в основном выполнили свои задачи подготовки подзаконных актов. А у Минагрополитики в этом вопросе возникают незаурядные проблемы. НБУ в конце октября 2021 утвердил Положение по внедрению деятельности по страхованию сельхозпродукции с государственной поддержкой. Генеральный директор Ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский считает, что именно к актам, разрабатываемым Минагрополитикой, немало серьезных замечаний, прежде всего, от органов, призванных бороться с коррупцией.

Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) постановляло детализировать перечень и требования к необходимым документам, предельный срок внесения сведений и т.д. К примеру, положениями п. 12 проекта Порядка определены условия, при которых не происходит возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям (страхователям) части страховых платежей (премий) по договору страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой от сельскохозяйственных рисков, а именно:

  • если страхователь и страховщик связаны между собой лицами;
  • если страховые платежи по настоящему договору удешевляются (удешевлялись) за счет средств местных бюджетов.

Однако в проекте постановления не урегулирован порядок исследования отсутствия указанных условий. Как следствие, практическое применение проекта постановления в предложенной редакции не обеспечит надлежащего уровня контроля за фактами беспристрастного определения субъектов финансовой поддержки, не позволит подтвердить отсутствие связей между страхователем и страховщиком, а также будет устанавливать формальный контроль за эффективностью использования бюджетных средств, – отмечало НАПК.

Степень поддержки государства

Но и без этого эксперты оценивают принятый закон как достаточно сырой и который должен был пройти тщательное обсуждение до его принятия в среде разных аналитиков.

Например, есть довольно расплывчатый момент, где указана степень поддержки государством страхования аграрных рисков: в законе говорится, что государство может взять на себя до 60% расходов. Но, как отмечает Вячеслав Черняховский, это могут быть совершенно разные цифры: от 5 до 60%. Так что правильно спланировать свою работу сельхозпроизводители не смогут.

Однако Лариса Старикова не видит в этом особой проблемы и отмечает, что 60% просто предельный размер, а реальный процент такой компенсации будет определяться каждый раз отдельно. А проблема, по мнению эксперта, в том, что доля выплат по сравнению с суммами полученных страховыми компаниями премий редко превышает 50% (если не сказать, что их совсем не бывает). Обычно страховщики платят сельхозпроизводителям 5-10%. Все это приводит к тому, что значительная часть денежных средств остается страховым компаниям.

Они тоже видят в законопроекте другие веские минусы. В частности, по требованию главного финансового регулятора перестраховывать не менее половины рисков в компаниях за рубежом. Вячеслав Черняховский это просто называет экономической диверсией, объясняя, что государственные деньги выводятся за границу. А они должны оседать здесь и поддерживать экономику Украины.

Еще одним негативным фактором эксперт считает множество разнообразных требований перед страховыми компаниями. Да, устанавливаются беспрецедентные антиконкурентные условия, что на дочерние иностранные страховые компании такие ограничения не распространяются.

Последствиями этого, по мнению специалистов рынка, станет значительное сокращение количества страховщиков – останется 6-10 компаний из 60, которые будут иметь лицензию на агрострахование, и соответственно снизится конкуренция и возрастут цены.

«Опасный прецедент, когда при наличии соответствующей лицензии государственные органы устанавливают дополнительные требования к бизнесу по тому же виду деятельности. Это искусственное ограничение конкуренции и дополнительные риски коррупции», — подчеркивает эксперт.

Лариса Старикова отмечает, что, готовя закон, не обратили никакого внимания на наработки Международной финансовой корпорации и анализ предлагаемых ею факторов.

Но главное, что в прошлом году в Украине наконец-то появился закон об агростраховании и весомый подзаконный акт от Кабинета Министров Украины. Теперь в любом случае аграрии получат государственную помощь при заключении договоров страхования сельхозпризов.

Какие страховые продукты предлагают

1. Страхование рисков перезимовки для озимых культур.

2. Мультирисиковое страхование будущего урожая сельскохозяйственных культур.

3. Страхование будущего урожая сельскохозяйственных культур от поименованных рисков – града, сильного ветра и избыточных осадков, пожара.

Обязательное условие при заключении договоров — проведение предстрахового осмотра посевов, а также осмотр при наступлении страхового случая.

Индексное (параметрическое страхование)

Индексное (параметрическое страхование) – это страхование определенного показателя (индекса) определенного погодного параметра.

1. Индекс урожайности (среднего показателя на уровне административного района или области).

2. Индекс влажности почвы.

3. Индекс перезимовки/индекс заморозков.

4. Индекс избыточного/недостаточного количества осадков.

5. Индекс высоких температур.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-01-14