Запорожье туристическое: Асуанская плотина, – ФОТО

Город Запорожье известен своей плотиной Днепровской ГЭС, но мало кто знает, что именно на запорожской земле всего в нескольких километрах от знаменитого ДнепроГЭСа, было начато строительство самой известной плотины Египта – Асуанской. 

О мощной электростанции и высотной плотине, построенной на реке Нил с помощью СССР в начале 60-х годов прошлого века, знают многие. Долгие годы этот гидротехнический узел был символом возрождения египетского народа, который избавился от колониальной зависимости. Уникальная насыпная плотина имеет размер в 17 раз больше знаменитой пирамиды Хеопса.

Куда меньше известно другое: технология сооружения Асуанской плотины была отработана в Запорожье, на специально построенной уменьшенной копии.

В начале 1950-х годов Объединенная Арабская Республика провозгласила независимость и начала экономические реформы. Для того, чтобы оживить часть пустынных земель в городе Асуан на реке Нил решено было построить мощную ГЭС с плотиной и водохранилищем. Проект гидроузла выставили на международный конкурс, и в результате лучшей признали работу советских ученых (в те времена СССР был одним из мировых лидеров гидростроительства).

Специалисты планировали построить для Асуанской ГЭС плотину каменно-накидного типа. Но арабы усомнились в том, что такой вариант будет надежным. Чтобы смоделировать поведение реальной плотины, решили сделать ее уменьшенную копию. Группа ученых нашла похожий по ландшафту участок в Украине, а именно на территории Запорожского карьероуправления. Здесь и построили действенный макет Асуанской плотины в масштабе 1 к 50. Точнее сказать, это макет не всей плотины, а лишь одного из 17 пролетов сооружения ГЭС.

В отвесной скале прорубили более чем 50-метровый канал, ширина которого составляла 10 метров, а глубина – 15 метров. С одной стороны поставили водопропускной щит, с другой – подвели воду из Днепра. Внутри канала соорудили каменно-накидную плотину, аналогичную будущей Асуанской. Для того, чтобы измельчать вырубленную со скалы каменную породу, специально построили каменно-сортировочное сооружение.

Эти работы продолжались более двух лет, активное участие в них принимала государственная профильная организация «Днепрострой», имеющая большой опыт сооружения гидрообъектов. Испытания продолжались несколько месяцев, никаких мер для обеспечения секретности не делали. Секретности строительства не было, все знали, что выполняют заказ египтян. Международная комиссия, принимавшая в 1959 году в Запорожье проект плотины, особо отметила его дешевизну. Контракт с Советским Союзом на строительство гидроузла был подписан.

14 мая 1964 Нил торжественно был перекрыт. На этом мероприятии присутствовали многие лидеры государств, в том числе и Никита Хрущев. Что касается Асуанской плотины в Запорожье, то канал закрыли, и часть оборудования демонтировали.

Тоннель, пробитый для испытания в днепровской скалы более полувека назад, сохранился до наших дней. Часть оборудования демонтировали, часть законсервировали, вход в канал закрыли металлическим щитом. Насыпь плотины за несколько десятилетий разрушилась, заросла травой и деревьями. Найти это место сейчас не очень легко. В карьере же, где рождалась крупнейшая в мире насыпная плотина, по-прежнему добывают щебень.

«Асуанская плотина» – место интересное и атмосферное, но нужно помнить о безопасности: стоять вверху на краю плотины опасно, поскольку забор на ней отсутствует. Добраться до плотины можно на автомобиле, направляясь от железнодорожного вокзала «Запорожье-2» по Прибрежной автомагистрали. После острова Хортица и Железного моста на улице Таганской в районе парка «автогородок», надо повернуть налево, на улицу Днепровские зори. Последний отрезок пути – дорога с ограниченным доступом.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2019-11-30