Украина успешно ведет контрнаступление возле Харькова. Что это значит?

nastup

Украинские войска проводят успешные наступательные действия на территории Харькова. Они ежедневно освобождают от россиян по несколько населенных пунктов и почти вышли к государственной границе с РФ. Что это тактический успех или стратегический перелом в войне? 

С первых дней вторжения крупный промышленный город Харьков на востоке Украины оказался под огнем русских войск. Они даже предприняли несколько попыток захватить почти полуторамиллионный город, который когда-то был столицей советской Украины.

Силы обороны Харькова отразили все атаки русских войск. Они частично заблокировали город и начали методично обстреливать его из артиллерии, ракетных систем и авиации. Существенно пострадали северные и восточные окраины и центр города. В частности, ракетным ударом было разрушено здание Харьковского городского совета.

Главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный 5 мая публично сообщил, что украинские войска переходят к контрнаступлению на Харьковском направлении. Неделю спустя можно сказать, что наступление удалось и войска РФ отступают к своей границе.

Постепенное движение

“По городу Харькову относительная тишина”, – сообщил утром 11 мая глава областной военной администрации Олег Синегубов. Тишина, то есть отсутствие обстрелов со стороны россиян, для большого города понятие относительно ново. Последние два месяца удары наносились по Харькову почти ежедневно.

Но украинское контрнаступление на этом направлении смогло отодвинуть российскую артиллерию на более дальние рубежи. Правда, опасность все еще остается. Российская граница всего в 20 км от города, а, например, мощная РСЗО (реактивная система залпового огня) “Смерч” бьет на 70-100 км. С такой установки Харьков уже обстреливали россияне в конце февраля.

Отстранение противника от областного центра может обезопасить его от ударов менее мощным оружием, например самоходными гаубицами и артустановками.

Соответственно, с конца апреля ВСУ начали планомерно очищать южные, восточные и северные рубежи Харькова от неприятеля.

Некоторые села на юге города, например, Мала Рогань были освобождены еще в конце марта. Более централизованное контрнаступление началось в конце апреля – начале мая, когда удалось освободить село Русская Лозовая.

Важность этого пункта сложно переоценить. Он расположен всего в 5 км от города прямо на трассе “Харьков – Белгород”. Именно на этой трассе наступали российские войска 24 февраля в день вторжения.

После удержания этого населенного пункта ВСУ начали развертывать успех и планомерно выбивать противника с территории, двигаясь к российской границе.

Так, 7 мая генштаб ВСУ сообщил о возвращении под свой контроль села Циркуны к северо-востоку от Харькова, еще через пару дней были освобождены соседние села Русские Тишки и Черкасские Тишки, а 11 мая – Питомник.

К востоку продвижение украинцев еще более значительно. ВСУ смогли занять и удержать контроль над Старым Салтовом, что в 40 км от Харькова и в 20 – от российской границы.

Этот городок стоит на реке Северский Донец, являющийся естественным барьером для дальнейшего продвижения войск. Многие мосты через него были взорваны как украинскими, так и русскими солдатами. Теперь река является фактически линией фронта по многим направлениям как на Харьковщине, так и на Донбассе. Обе стороны вынуждены наводить понтонные переправы, сразу становящиеся основными мишенями для артиллерии и ракет противника.

По состоянию на 11 мая продвижение украинцев остановилось около сел Рубежное, Замуловка и Байрак, которые находятся всего в 10 км от пограничного городка Волчанск. Его россияне оккупировали еще 24 февраля, устроили там свою базу и обустроили пункт содержания пленных. Взятие города – это фактически выход на границу с РФ.

Уход россиян

Военные аналитики указывают на то, что основные российские силы сами покидают территорию возле Харькова, а украинские – планомерно “зачищают” село за селом, не форсируя события.

“Не “блицкриг”, но медленное, осторожное, методическое движение вперед, зависящее не от “официальных предписаний”, а от “ситуации на местности”, – так называет это контрнаступление ВСУ австрийский военный эксперт Том Купер.

Он обращает внимание, что РФ оставила на этом направлении всего 4-5 батальонно-тактических групп (ориентировочно 3 тысячи солдат) и несколько подразделений слабо обученных мобилизованных бойцов из ЛНР и ДНР.

РФ пыталась 5 мая провести встречную атаку и снова захватить стратегически важный городок Старый Салтов, но потерпела неудачу, пишет Купер.

Ситуация на этом направлении благоприятна для ВСУ, прогнозирует он. “Скорее всего, она обернется большим поражением армии РФ”, – добавляет аналитик.

Впоследствии, 11 мая, Купер высказал предположение, что Россия сознательно ослабила свои позиции возле Харькова, чтобы усилить свои подразделения, задействованные в операции по окружению Северодонецка и Лисичанска. Там они смогли с помощью понтонных переправ пересечь Северский Донец, и ситуация стала угрожающей ВСУ. Украинские власти, правда, заявили, что понтонные переправы разрушены.

Американский Институт исследования войны высказывает предположение, что россияне еще предпримут попытку остановить наступление ВСУ на Харьковском направлении. По данным этого аналитического центра, РФ могла опрокинуть часть войск с юго-восточного Изюмского направления, а именно у городка Боровая, к северу.

“Российские войска, вероятно, предпочитают усиление своей группировки к северо-востоку от Харькова, чтобы предотвратить дальнейшее контрнаступление Украины в направлении международной границы за счет наступательных операций на юго-восток”, – сказано в отчете Института за 10 мая.

Украинский Генштаб со своей стороны отмечает, что войска противника возле Харькова перешли к обороне и пытаются замедлить наступление ВСУ.

Часть русских войск и вообще выведена в Белгородскую область из-за значительных потерь.

Тактический успех или значительный прорыв?

“Основная задача этого контрнаступления – это то, чтобы второй по величине город Украины не кошмарили артиллерией. Плюс используются возможности, чтобы в общем-то отбросить врага, пока он концентрируется на флангах группировки Объединенных сил (т.е. на Донбассе, – Ред.)”, – объясняет военный аналитик Национального института стратегических исследований Николай Белесков.

Он считает, что ослабление РФ на Харьковском направлении связано с нехваткой ресурсов. К тому же Кремль публично говорил, что основная цель его военной операции – Донецкая и Луганская область, а значит, Харьков не является для них приоритетом на данном этапе.

Украинское наступление на этом участке фронта эксперт называет тщательно спланированным и “системным”.

“Это не какой-нибудь быстрый прорыв обороны, а систематическая отработка населенного пункта по населенному пункту. То есть отработала артиллерия, украинские войска зашли, зачистили, закрепились и подготовили основу для следующего наступления”, – объясняет Белесков.

В то же время харьковское контрнаступление является скорее тактическим успехом. Говорить о том, что он переломит ход войны – рано. Тем более, что у границы РФ больше возможностей задействовать авиацию, не боясь украинской противовоздушной обороны.

“Это ряд тактических успехов. Обороняться это одно дело, а наступать – совсем другое. Особенно тяжело наступать в условиях, когда у противника есть доминирование в воздухе и есть преимущество в артиллерийских средствах”, – говорит аналитик.

В 40-50 км юго-восточнее уже освобожденного Старого Салтова на Харьковщине до сих пор оккупированы россиянами города Купянск и Большой Бурлук. Это ключевые узлы коммуникаций для страны-агрессора, через которые она ведет поставки для своей мощнейшей группировки на Изюмском направлении.

Может ли Украина, ведя контрнаступление дальше на Харьковском направлении, ударить в тыл этой группировке и освободить Купянск и Большой Бурлук? Военный аналитик не уверен в этом.

“Я скептически на это все смотрю. Можно взять под огневой контроль (т.е. подойти на расстояние удара артиллерии, – Ред.) соответствующие коммуникации, но это вопрос качественной разведки и качественного своевременного целеуказания, чтобы уничтожать российские колонны техники, колонны снабжения”, – говорит Белесков.

Огневой контроль Купянска – это был бы максимум для украинских сил на данном этапе, уверен он. Аналитик объясняет, что следует принимать во внимание обстановку по всей линии фронта, а также понимать имеющийся потенциал ВСУ и российской армии.

“Прорваться и перерезать коммуникации (российским войскам, – Ред.) – это может сейчас рисовать только воображение человека, не владеющего реальным положением дел”, – констатирует он.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-05-12