Газовый шантаж России: последний шанс для Путина?

Россия в очередной раз сокращает поставки газа в Европу по “Северному потоку”, а также усиливает давление – на этот раз буквально – на входе в украинские магистральные газопроводы. Еврокомиссия принимает план сокращения потребления газа, а бывший канцлер Германии Герхард Шредер проводит отпуск в Москве. 

Этот пазл постепенно складывается в очень тревожную картинку. Но есть и надежда, что после газовой бури в Европе воздух очистится, а эта зима станет последней, когда Россия использует газ как оружие.

Турбины или политика?

27 июля российский “Газпром” должен в очередной раз уменьшить объемы снабжения газа по “Северному потоку” – до 33 млн кубов в сутки, или до 20% мощности. Ранее газопровод некоторое время находился на ремонте, а затем был запущен на 40% мощности.

После сообщения о новом уменьшении объемов поставок цены на газ на мировых рынках снова выросли до 1900 долларов за тысячу кубов.

В самом “Газпроме” объяснили это “техническим состоянием” одной из двух последних работающих турбин на компрессорной станции газопровода. И предупредили: уменьшение поставок произойдет в 7 утра по Москве.

В то же время вицеканцлер и министр Германии Роберт Габек сообщил: “Согласно информации, что у нас есть, нет никаких технических причин для сокращения поставок”.

А в ЕС прямо заявили, что считают такое решение “Газпрома” политическим.

“Мы знаем, что технических причин для этого нет. Это политически мотивированный шаг, и мы должны быть к этому готовы. Именно поэтому упреждающее снижение нашего спроса на газ является мудрой стратегией”, – заявила еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон в начале встречи министров энергетики стран-членов ЕС.

Во вторник они согласовали план сокращения потребления газа в ЕС, предложенный Еврокомиссией. Он предусматривает добровольное (если не будет объявлено чрезвычайное положение) сокращение потребления с 1 августа 2022 года по 31 марта 2023 года на 15%.

Определенные исключения предусмотрены для стран, чьи сети не синхронизированы с общеевропейской (например, Мальта или Ирландия), или имеющие ограниченные возможности доступа к трубопроводам (Венгрия или Эстония), те, кто имеют больше определенного норматива запаса газа в хранилищах, или сильно зависят от газа как сырья для промышленности (например, Германия).

В абсолютных цифрах 15%, как сказала еврокомиссар по энергетике, “соответствуют 45 млрд кубов, которые нам необходимы, чтобы пережить суровую зиму без российских поставок”. Для понимания: проектная пропускная мощность “Северного потока-1” составляет 27 млрд кубов газа в год. Вместе со второй веткой этим газопроводом в Европу должно было поступать 55 млрд кубов российского газа.

Похоже, что для исчезновения России с энергетического рынка в Европе ЕС, получивший в прошлом году из России 40% своего газового импорта, даже не придется применять санкции.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен в интервью немецким СМИ заявила, что “Кремль не является надежным партнером по энергоснабжению в Европу”, и что в ЕС должны готовиться к полному прекращению поставок.

“Газпром” намеренно удерживает свои хранилища на низком уровне, тогда как Россия лишь частично снабжает газ или не снабжает его вообще до 12 государств-членов. Вот почему Европа должна быть готова к худшему сценарию: полной остановке поставок газа рано или поздно”, – сказала глава Еврокомиссии.

“Россия сама себя обыграла”, – считает президент DiXi Grouр Елена Павленко.

Она напоминает, что “когда в 2009 году Россия начала шантажировать Украину газом, ЕС сделал свои выводы и появился Третий энергетический пакет и более жесткие требования демонополизации сектора. Когда в 2014 году Россия вновь начала газовый шантаж, ЕС уже был включен в переговоры и они многому научились из украинского кейса, а когда в 2021 году Россия уже начала шантажировать газом и высокими ценами Европу, ЕС уже начал отвечать на российский шантаж.

Учитывая это, говорит эксперт, В ЕС “морально готовы” к дальнейшим шагам России, которые, вероятно, будут заключаться именно в полном отключении газа.

В то же время Елена Павленко отмечает, что ранее энергетическая политика принадлежала к национальным прерогативам стран-членов ЕС. Но все больше, “ввиду кризиса и войны” полномочия переходят в Еврокомиссию.

“Для нас и для самого Евросоюза это хорошо, потому что годами Россия одни страны вознаграждала газом, а других наказывала, в целом играя на разъединение”, – напоминает эксперт и прогнозирует:

Если Еврокомиссия сможет удержать объединяющую роль и внедрять общую политику, то с точки зрения безопасности это будет лучше, говорит Павленко.

Она также обращает внимание: есть разница между позицией Еврокомиссии и отдельными странами-членами ЕС.

Комиссия четко озвучивает, формулирует и требует готовиться к худшим сценариям. Предлагает конкретные шаги – ограничивать потребление и искать другие источники, как избавиться от российского газа. Но разные страны отвечают на эти предложения Еврокомиссии по-разному, говорит эксперт.

Германия только сейчас начала серьезно относиться к этой угрозе – там проработали шаги по сокращению потребления газа и призывают готовиться к сложной зиме.

Есть страны, которые “не готовы сражаться с Россией, а скорее готовы сдаться в обмен на дешевый газ”. Самый яркий пример этой группы – Венгрия.

Особые случаи

Министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто стал одним из немногих представителей европейских стран, встречавшихся с представителями России после ее нападения на Украину.

Именно Венгрия стала единственной страной, не поддержавшей предложенный Еврокомиссией план экономии газа. И, очевидно, вскоре заступит место Германии как страны, наиболее зависимой от российского топлива в ЕС.

Германия, сыгравшая особую роль в российско-европейской газовой истории, и являвшаяся крупнейшим потребителем российского газа в Европе, сейчас быстро прозревает. И не только в вопросах о турбинах.

Роберт Габек, вицеканцлер и министр экономики назвал ситуацию с обеспечением газа в стране “очень серьезной”, и предупредил, что даже в случае экономии Германии, особенно ее промышленности, не будет хватать газа.

Между тем бывший немецкий канцлер Герхард Шредер находится в Москве – как он сам заявил – в отпуске, потому что “Москва – хороший город”.

Впрочем, как уточнила изданию Spiegel его жена Со Йон Шредер-Ким, эксканцлер на самом деле приехал в Москву не на отдых, а ради переговоров по энергетическим вопросам, в частности по поставкам газа “Северным потоком-1”.

Еще с 2016 года он возглавляет совет директоров Nord Stream 2 AG – компании, которая занимается “Северным потоком-2”.

В мае этого года эксканцлер решил покинуть свой пост главы наблюдательного совета “Роснефти”, и заявил, что не согласится на предложение стать членом совета директоров “Газпрома”.

Он осудил российское вторжение в Украину как неоправданное, но Путина, которого называют его личным другом, никогда не критиковал.

Такая позиция подверглась критике от всех политических сил, в частности, и среди его однопартийцев – социал-демократов, но они так и не смогли исключить его из своих рядов.

Тревожный прецедент на границе

За последние дни Россия усилила газовое давление – теперь буквально.

Во вторник “Газпром” без предупреждения увеличил давление газа на магистральном газопроводе “Уренгой-Помары-Ужгород” на пограничном участке из Украины.

Как сообщил Оператор ГТС Украины, диспетчеры зафиксировали “резкий рост давления” 25 июля.

“Изменение давления произошло без предупреждения со стороны ПАО “Газпром””, – говорится в сообщении ОГТСУ.

Там предупредили “Газпром”, что “несвоевременная подача информации о переключении и смене режимов может привести к внештатным ситуациям на магистральном газопроводе”, которым все еще поставляется определенная доля российского газа в Европу.

“Особенно опасным такой шаг выглядит для Европы после того, как “Газпром” снова снизил транзит через “Северный поток-1”, – заявил гендиректор ОГТСУ Сергей Макогон.

Там также напомнили, что в 2009 году при аналогичных обстоятельствах несогласованных действий между операторами произошла авария на газопроводе Туркменистана.

Об этой “аварии” напоминает и Елена Павленко. Она называет изменение давления в магистральном газопроводе одним из элементов стратегии шантажа.

Первоначально, напоминает она, было требование расчетов в рублях. Не согласившимся – Финляндии, Болгарии, Польши, а также отдельным компаниям – отключили газ.

Затем начались ремонты турбин, которые наконец привели к уменьшению поставок.

“Теперь, я так понимаю, рассматривается сценарий, как остановить транзит по Украине – какую-то такую ​​подлость, чтобы не было очевидно, что это умышленно”, – предполагает эксперт.

Чисто технически, говорит Елена Павленко, произошедшее накануне с украинскими магистральными трубопроводами “очень напоминает то, как произошел взрыв в Туркменистане”, – там тоже все начиналось с подобных перепадов давления.

“Конечно, россияне во всем обвинили Туркменистан, а затем под этим предлогом так и не возобновили поставки”.

Давление на Россию

Между тем, в Украине призывают применять свои методы давления на Россию.

“Газовая война Путина против Европы является прямым продолжением его войны против Украины. Везде, где он может нанести вред, он это сделает. Он использует любую зависимость Европы от России, чтобы разрушить нормальную жизнь каждой европейской семьи. Единственный способ – нанести удар в ответ и избавиться от какой-либо зависимости”, – написал министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в твиттере.

Накануне президент Владимир Зеленский заявил, что последние новости об очередном сокращении российских поставок в Европу свидетельствуют о том, что “это откровенная газовая война, которую Россия ведет против объединенной Европы”.

Украинский президент также призвал “бить в ответ”.

“Не думать, как вернуть какую-нибудь турбину, а усиливать санкции. Делать все, чтобы ограничить российские доходы не только от газа и нефти, но и вообще от любого еще остающегося экспорта. И максимально разрывать торговые связи с Россией, потому что каждый такая связь – это потенциальное средство давления России”.

Если давление на Россию не ослабнет, а усилится, а ЕС удастся сохранить единство, эта зима будет последней, когда Россия сможет использовать газ для давления на Европу, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко, встретившийся со своими европейскими коллегами в Брюсселе. Он считает, что, как и войну, которую Россия развязала в Украине, эту энергетическую войну также удастся выиграть благодаря солидарности.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-07-27