Зачем Рада усилила уголовную ответственность военных

Верховная Рада приняла проект, усиливающий уголовную ответственность военнослужащих за невыполнение приказов руководства. Это уже вызвало возмущение среди части бойцов ВСУ и просьбу президента ветировать закон. 

Чтобы принять резонансный законопроект, парламенту хватило пять дней. Его внесли в парламент 8 декабря от имени депутатов “Слуги народа” (в том числе и от руководителей комитета нацбезопасности Александра Завитневича и правоохранительного комитета – Сергея Йонушаса).

Профильный комитет рассмотрел его 12 декабря, а уже на следующий день депутаты без продолжительного обсуждения проголосовали его сразу за основу и в целом.

Для вступления в силу остался последний шаг – подпись президента Владимира Зеленского.

Именно на этой стадии его и пытаются затормозить некоторые военные ВСУ и правозащитники, недовольные положениями закона.

Начальник генштаба ВСУ генерал Сергей Шаптала выступает в Раде 13 декабря с обоснованием законопроекта 8271. Некоторые депутаты гуляют по залу, разговаривают между собой и его не слушают.

Без права на смягчение

Нормы документа четкие. Судам запретят смягчать наказание или давать условные сроки для военных, осужденных за отдельные виды преступлений:

  • неповиновение (ст. 402),
  • неисполнение приказа (ст.403),
  • угрозы или насилие в отношении начальника (ст.405),
  • самовольное оставление воинской части (ст.407),
  • дезертирство (ст.408),
  • самовольное оставление поля боя (ст. 429).

Также растут сроки наказания за военные преступления и административные правонарушения. В частности, за такие, как распитие военными алкогольных напитков.

Указанные в проекте категории преступлений являются самыми “популярными” среди тех, за которые судят бойцов ВСУ.

С 24 февраля – начала полномасштабной агрессии РФ – украинскими судами вынесено не менее полутора сотен приговоров за преступления “против установленного порядка несения военной службы”.

По крайней мере, столько приговоров можно найти в Едином реестре судебных решений. Абсолютное большинство из них засекречены.

Однако открытые дают понимание, что суды довольно часто применяют смягчение или условные сроки к обвиняемым военным.

Например, 7 октября Шевченковский райсуд Киева приговорил к условному сроку (5 года тюрьмы с испытательным сроком 1 год) мобилизованного бойца ВСУ, который в июле-августе самовольного покинул свою воинскую часть и вернулся в нее только через две недели.

Согласно нормам Уголовного кодекса (ч.5 ст.407) солдату грозило бы от 5 до 10 лет тюрьмы, но суд существенно смягчил наказание и отпустил осужденного на испытательный срок.

Такой случай не одинок. Об этом говорится и в пояснительной записке к законопроекту.

“Такая судебная практика рассмотрения дел моделирует негативное поведение среди военнослужащих и нивелирует принцип неотвратимости справедливого наказания за совершение правонарушений, связанных с самовольным уходом из воинской части, при исполнении обязанностей военной службы”, – сказано в ней.

Закон с опаской встретили в среде бойцов ВСУ.

Например, военнослужащая Ярина Черногуз уверена, что новые нормы дают даже некомпетентному командованию рычаги влияния и шантажа для наказания подчиненных.

“Итак, вместо благодарности военным, которые почти год сдерживают полномасштабное вторжение россиян и воплощают успешные операции по освобождению территории, мы получаем тюрьму за малейшее несогласие или замечание командирам (многие часто дают приказы, оставаясь в глубоком тылу)”, – пишет она в Facebook.

Черногуз считает, что закон в таком виде выгоднее не Украине, а России. Ибо может вызвать либо массовое дезертирство, либо массовое уголовное осуждение бойцов ВСУ.

“Какая это чудесная будет картинка для российских СМИ: защитники Украины массово на скамье подсудимых в украинской тюрьме, а возле нее заплаканные седевшие семьи, ожидая их с войны”.

Писатель и командир отделения 68-й егерской бригады ВСУ Павел Вышебаба указывает на то обстоятельство, что оставление позиций может иметь целесообразность на фронте, поэтому это не следует трактовать как тяжкое преступление без права на смягчение.

“Эта война уже показала, что иногда целесообразно вовремя отойти с позиции, чтобы уберечь личный состав, и это было при смягчающих обстоятельствах. В новом зп 8271 смягчающих обстоятельств не учитывается”, – отмечает он.

“Юридическая сотня”, оказывающая безвозмездную юридическую помощь военным, а также еще 15 организаций и фондов выпустили совместное обращение с критикой проекта.

“Законопроект №8271, в случае вступление в силу, будет иметь эффект, противоположный ожидаемому: вместо предотвращения совершения военных преступлений и административных правонарушений, он станет причиной нарушения права на справедливый суд и дискриминации самих военнослужащих”, – говорится в нем.

Главный “месседж” – государству следует влиять на причины правонарушений, а не только усиливать ответственность за их совершение. Например, нужно повышать мотивацию к службе из-за ее улучшения.

В волонтерской общности также выступают против закона и призывают президента его ветировать. Соответствующая петиция уже создана и набрала почти 3,5 тысяч голосов в день.

Руководитель военного направления “Фонда Сергея Притулы” Роман Синицын считает, что вступление в силу документа навредит рядовому и офицерскому составу ВСУ, а также ударит по авторитету лично Зеленского.

“Этот законопроект – мечта для совково-паркетного командира-самодура”, – пишет волонтер.

Координатор Медийной инициативы по правам человека Ольга Решетилова подчеркнула, что принятые изменения – это “старание переложить ответственность с высшего командования на низший офицерский и рядовой личный состав”.

По ее данным, этот законопроект “активно продавливал” генеральный штаб ВСУ.

То, что это была действительно инициатива не депутатов, а высшего военного командования подтверждает и руководитель фракции СН Давид Арахамия.

Позиция генштаба

В комментариях к посту Решетиловой он написал, что этот закон разработан “по просьбе” главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного.

“На ставке (верховного главнокомандующего, – Ред.) это была просьба Залужного, несмотря на то, что многие депутаты хотели голосовать только первое чтение, военные настаивали на критических сроках и тяжелую ситуацию под Бахмутом, поэтому решение было принято в целом по согласованию всех фракций”, – сообщил депутат.

Что касается “тяжелой ситуации под Бахмутом”, уже почти полгода штурмующей российские войска, то Арахамия указал на массовое дезертирство на этом участке фронта.

“Целыми подразделениями покидают участки, потом платят штраф 40 тыс. грн и возвращаются хвастаясь, а кто-то за это платит жизнью. Такое обоснование военных”, – написал Арахамия.

Руководитель фракции обещает, что “Слуга народа” будет следить за всеми делами против военных и при необходимости внесет изменения в закон.

Генштаб ВСУ и не скрывает, что был заинтересован в принятии законопроекта. В заявлении пресс-службы говорится об определенных “пробелах в законодательстве”, которые обнаружили во время военного положения.

“Суды неодинаково применяют нормы кодексов при принятии решений по существу. Это отрицательно сказывается на состоянии военной дисциплины и правопорядка в вооруженных силах Украины”, – отмечает генштаб.

В Бахмуте несколько месяцев продолжаются тяжелые бои. Обе стороны несут большие потери.

Упразднение права на смягчение приговора или его замену условным сроком в ведомстве считают “справедливым”.

“Это также справедливо в условиях войны, ведь такие преступления ослабляют обороноспособность, могут роковым образом повлиять на выполнение боевых задач другими законопослушными военными”.

Кроме того, генштаб обращает внимание на важное новшество. Речь идет об обязательном осмотре военных и резервистов ВСУ во время прохождения сборов на состояние алкогольного, наркотического или иного опьянения.

“Это позволит своевременно выявить таких лиц и не допустить совершения ими преступлений в зоне боевых действий”, – указывает генштаб.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-12-16