Почему в Украине виновные в сексуальном насилии не сидят за решеткой

Украину всколыхнула история сексуального надругательства над несовершеннолетней девушкой в Закарпатье. Трое подростков, ее односельчан, суд признал виновными, но дал условный срок.

Это подняло волну общественного возмущения, гнева и заявлений о коррупции в правоохранительной и судебной системах. Однако, чем дальше юристы погружались в это дело, тем более неоднозначным оно становилось.

ВВС Украина проанализировала все приговоры по подобным уголовным делам, которые были с января 2019 года. В это время в украинском законодательстве появилась новая статья – “сексуальное насилие” (ст. 153 Уголовного кодекса).

Оказалось, что освобождение от тюрьмы трех подростков в Закарпатье – скорее не исключение, а тенденция.

Почему так?

Сексуальное надругательство над 14-летней жительницей закарпатского села Верхние Ворота в украинском медиапространстве воспринимается как “изнасилование”. Именно по этой статье (ст.152 Уголовного кодекса) первоначально расследовалось и рассматривалось в суде это уголовное дело. Несовершеннолетним обвиняемым грозило до 12 лет тюрьмы.

Однако на финальном этапе прокуратура переформулировала статью и ребятам уже инкриминировали “сексуальное насилие” (ст.153 УК).

Ключевым стало то, было ли “проникновение в тело” жертвы. Именно такая формулировка этого преступления прописана в Уголовном кодексе с января 2019 года. Причем здесь не важно, какое это было проникновение – вагинальное, оральное или анальное – и чем именно оно осуществлялось.

Экспертиза, как указано в материалах дела, не установила факт повреждения девственной плевы, а значит, прокуратура решила, что не имеет доказательств “изнасилования”.

Бывший руководитель пенитенциарной системы, а ныне адвокат Сергей Старенький говорит, что прокуратура была вынуждена изменить квалификацию преступления, поскольку не смогла доказать в суде две ключевые составляющие изнасилования: проникновение в тело жертвы и отсутствие ее добровольного согласия.

Суд же не мог выйти за пределы того обвинения, которое внесла прокуратура.

Бывший глава пенитенциарной системы, адвокат Сергей Старенький говорит, что суды почти всегда отпускают на условные сроки несовершеннолетних осужденных.

“Даже если суд видит, что там какая-то другая квалификация, он не может дать больше, – говорит юрист, – Суд рассматривает дело только в пределах той квалификации обвинения, которую внес прокурор”.

Кроме того, судья возлагалась на справку от центра пробации, в которой указано, что исправление осужденных без заключения возможно, и они не несут “большой опасности” для общества.

Этот момент бывший пенитенциарщик критикует, указывая на то, что сотрудники органов пробации формально подходят к своим обязанностям, работая по алгоритмам и тестам, без учета особенностей каждого отдельного дела.

Новая для украинского законодательства статья – “сексуальное насилие” – тоже содержит жесткое наказание: от 5 лет до пожизненного. Однако Уголовный кодекс позволяет уменьшить срок или вообще дать условный срок.

Например, есть ограничения по назначению несовершеннолетним именно реального срока заключения, а также присутствующие обязательства для суда учесть “его жизнь и воспитание, влияние взрослых, уровень развития”. Если назначенное наказание 5 лет за решеткой и менее, то судья имеет право дать испытательный срок.

Так и вышло при рассмотрении дела в закарпатском суде. И это не исключение, а скорее правило для украинского правосудия, говорит Старенький.

“Если совершили преступления несовершеннолетние, то часто это условные сроки. Сейчас отбывающих наказание несовершеннолетних вообще около 100-150 по всей Украине. Всем остальным дают условные. Это было бы исключением, если бы им дали реальный срок”, – уверен юрист.

Какая практика?

С начала 2019 г., когда вступила в силу новая редакция ст.153 УКУ, по ней вынесено около 50 приговоров (на момент публикации).

Часть из них скрыта в едином судебном реестре, поскольку дела рассматривались в закрытом режиме.

Большинство осужденных получали реальные сроки наказания (обычно 6-7 лет), но значительный процент – около трети осужденных – были освобождены от заключения.

В апреле 2020 года ужгородский суд дал 5 лет условно кинологу-военнослужащему стрелкового батальона. Как установлено следствием, он в состоянии алкогольного и наркотического опьянения удерживал знакомую несовершеннолетнюю девушку у себя в квартире и совершил по отношению к ней “сексуальное насилие” без проникновения в тело.

В приговоре говорится, что пострадавшая не выступила против условного наказания своему обидчику.

В Полтаве суд освободил от заключения студента местного ПТУ, который систематически совершал развратные действия в отношении 6-летнего и 9-летнего мальчишек. В заброшенном здании он раздевал их и имитировал анальный секс. За это получил от суда 5 лет условно.

Три года условного срока получил ученик 9-го класса в Хмельницком, совершивший сексуальное надругательство над малолетним знакомым, с которым вместе распивал спиртные напитки.

Так же избежал тюремного заключения безработный киевлянин, догнавший девушку, шедшую в лесополосе на окраине Киева, и начал щупать ее ягодицы, грудь и половые органы.

Уже на следующий день преступник избрал новую жертву. Он зашел за незнакомой девушкой в лифт многоэтажки и, выйдя с ней на одном этаже, зажал ее у стены, начал ощупывать и касаться половых органов.

На суде обвиняемый заявил, что такими действиями “намерен был привлечь внимание” девушек и “познакомиться” с ними. Суд признал его виновным, но освободил от заключения из-за “признания вины” и “молодого возраста”.

Условный срок получил житель Белгород-Днестровского в Одесской области, который в соцсетях познакомился с несовершеннолетней девушкой и пригласил ее к себе “выпить кофе”.

Дома он раздел ее и совершил “сексуальное насилие”. Несмотря на то, что после инцидента девушка была вынуждена ходить к психологу, на суде ее мама и представитель выступили против тюремного заключения обидчика. Он отделался 5 годами условно и уплатой 10 тысяч гривен моральной компенсации.

Такое же мягкое наказание получил житель Винницы, который, работая шеф-поваром местного ресторана, совершал притязания на рабочем месте к несовершеннолетней практикантке. В состоянии алкогольного опьянения он преследовал и зажимал девушку на кухне, а также совершал “сексуальное насилие” без проникновения в тело жертвы.

Несмотря на то, что свою вину подсудимый не признал и никаких смягчающих обстоятельств не было, суд решил не сажать его в тюрьму и дал 2 года испытательного срока.

Что делать?

Есть ли ситуация с наказанием за сексуальное насилие проблемой для Украины? Нужны ли изменения в законодательстве для этого или реформирование судебной и правоохранительной системы?

Возвращаясь к делу надругательство на Закарпатье, следует отметить, что новая команда адвокатов девушки, вступившей в дело после огласки, пока отказывается комментировать свою позицию.

“Юридический разбор мы будем делать, когда ознакомимся с делом, потому что сейчас только начали над ним работать”, – говорит ВВС Украина адвокат потерпевшей Кристина Кот, которая также является главой Ассоциации женщин-юристок Украины “ЮрФем”.

В то же время она изложила свои соображения по поводу общей ситуации с расследованием преступлений сексуального насилия. К примеру, она обращает внимание, как эксперты и правоохранительные органы истолковывают ключевой аспект изнасилования, а именно “проникновение в тело”.

Адвокат Кристина Кот предлагает запретить увольнять с условным наказанием обвиняемых в сексуальном насилии.

“Уголовный кодекс говорит о том, что достаточно проникновения в тело лица, независимо от каких предметов или половых органов, для того, чтобы квалифицировать действия как изнасилование. Повреждена ли плева или нет, нет никакого значения”, – указывает Кристина Кот.

Напомним, именно целостность девичьей плевы жертвы стала основным аргументом для правоохранителей изменить квалификацию преступления по закарпатскому делу.

Также, по ее мнению, в такой категории преступлений суд должен отойти от практики учета предварительного поведения обвиняемого и его характеристик с места работы и проживания.

“Ибо даже отличники и чрезвычайно тихие и вежливые люди в быту могут совершать сексуальное насилие, это не должно влиять на наказание, ввиду последствий для потерпевших, которые это преступление несет”.

Другая ситуация – возможность назначения условного наказания для осужденных за сексуальные преступления. Адвокат считает, что эта норма уголовно-процессуального законодательства несправедлива и требует отмены.

Доктор юридических наук Николай Хавронюк, сейчас в составе рабочей группы работающий над новым Уголовным кодексом, выступает категорически против этого.

Он напоминает, что в последние годы украинские власти уже сделали такое ноу-хау, а именно запретили увольнять под условное наказание действующих военнослужащих и граждан, обвиняемых в коррупционных преступлениях. Включать в этот список и сексуальных преступников нецелесообразно, считает он.

“Это слишком жестко… Что касается военнослужащих, этого нельзя было делать и даже в отношении коррупционеров тоже. А тем более этого нельзя делать в сексуальных преступлениях, потому что они очень все разные. – говорит эксперт и объясняет почему, – Одно дело, когда есть проникновение в тело, другое, когда нет. Даже когда есть проникновение, присутствует много аспектов: интенсивность, групповой способ действий или один человек, даже должно учитываться определенное провокационное поведение потерпевшей, которая сначала говорит, что хочет (половых отношений), а потом передумала”.

“Всякое в жизни бывает. Поэтому должны быть широкие пределы для выбора наказания, чтобы судья мог ими пользоваться”.

Что касается резонансного преступления в Закарпатье, то профессор Хавронюк утверждает, что действия местной судьи, отпустившей осужденных, не содержат злоупотреблений. Поскольку она действовала в соответствии с нормами действующего законодательства.

“В данной ситуации я больше склонен защитить эту судью, чем возмущаться этим решением”, – отмечает он.

Оптимальным выходом из ситуации он считает при апелляционном разбирательстве увеличить с 1 до 2 лет срок испытательного срока для осужденных подростков. Сажать их в тюрьму на длительное заключение юрист считает “непропорциональным и неадекватным” наказанием.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-04-02