Предоставит ли Корея оружие Украине и почему это так важно

С начала полномасштабной войны Южная Корея присоединилась к санкциям против России, помогала Украине гуманитарно и финансово, но не предоставляла оружие. Несмотря на просьбы Киева, США и НАТО. 

При этом Корея располагает одной из сильнейших армий мира и одной из мощнейших оборонных индустрий с большим производством артиллерийских боеприпасов.

Однако 19 апреля президент Южной Кореи Юн Сок Йоль в интервью Reuters впервые допустил возможность поставок оружия Украине: “Если возникнет ситуация, которой международное сообщество не может потакать, например, любое широкомасштабное нападение на гражданских, резня или серьезное нарушение законов войны, нам может быть трудно настаивать только на гуманитарной или финансовой поддержке”.

Юн Сок Йоль сравнил ситуацию с Корейской войной 1950-1953 годов, когда США и другие западные страны помогли Южной Корее устоять во время нападения на коммунистическую Северную Корею, которую поддержали Китай и СССР.

24 апреля Южная Корея резко расширила перечень товаров, которые запрещено экспортировать в Россию и Беларусь – с 57 до 798. Среди них – полупроводники, сталь, авто, машины, компьютеры, то есть все то, что, по мнению чиновников, можно использовать в военных целях.

Российские руководители ответили на заявление Юн Сок Йоля критикой и угрозами.

“Поставки вооружений Киеву будет означать вовлечение в конфликт”, – заявил спикер Путина Дмитрий Песков.

“Появились новые желающие помочь нашим врагам. Интересно, что скажут жители этой страны, когда увидят новые образцы российского оружия у своих ближайших соседей – наших партнеров из КНДР?”, – написал заместитель руководителя Совета безопасности России Дмитрий Медведев в телеграммах.

В преддверии ожидаемого контрнаступления поставки корейского оружия стали бы большим подарком для ВСУ. Корейские и украинские эксперты рассказали BBC Украина, насколько это реально и какое оружие могла бы получить Украина.

Почему корейское оружие ценят в мире

Внимание к корейскому оружию приковано в первую очередь из-за последних контрактов, которыми засыпали корейские компании.

“Южная Корея хочет стать одним из крупнейших в мире экспортеров оружия”, – с таким заголовком накануне полномасштабной войны России против Украины вышел журнал Economist.

Бизнес-конгломераты Кореи – так называемые “чеболи” – уже несколько десятилетий находятся среди мировых лидеров в транспортном машиностроении, производстве бытовой техники и коммуникационных устройств. А вот для военной продукции чеболов, таких как Hanwha, Hyundai, Samyang, звездное время пришло только в последнее время.

По данным SIPRI, доля Южной Кореи на мировом рынке вооружений в 2018-2022 годах составила 2,4% с 9 местом в мире (в Украине было 17-е) – по сравнению с долей в 1,3% в 2013-2017 годах, когда Корея была на 12 строчке среди экспортеров оружия (Украина на 11-й).

В преддверии и во время полномасштабной войны корейские компании получили большие заказы на поставку артиллерии, ракет, танков, боевых самолетов.

Незадолго до февральского вторжения Австралия закупила 155 мм самоходные артиллерийские установки (САУ) K9 Thunder производства Hanwha Defence на 730 млн. долларов, Египет закупил 200 этих САУ на 1,7 млрд. долларов, а ОАЭ приобрели ракеты средней дальности Cheongung II KM-SAM.

Прошлым летом корейский оборонпром получил самый большой контракт в своей истории от Польши – на 15,8 млрд долларов. Варшава решила купить 1000 танков K2 Black Panther производства Hyundai Rotem, 648 самоходных гаубиц K9 Thunder производства Hanwha Defence, 48 легких истребителей FA-50 производства компании Korea Aerospace Industries (KAI).

Корейские компании также начали обсуждение совместного производства и поставок оружия, в частности, САУ K9 Thunder, еще одного соседа Украины – Румынии.

Преимуществом южнокорейского оружия считают сочетание высокого качества и относительно умеренной цены. Как писало издание Defence Express, цена истребителя Fa-50 составляет 40-50 млн долларов, а стоимость летного часа у корейского самолета в 5 раз меньше F-16 и в 6-7 раз, чем у F-35.

Неудивительно, что Украина тоже интересуется корейским оружием, но пока безуспешно.

“Из всех стран Запада (в политическом смысле. – Ред.) Южная Корея для меня несколько неожиданно оказалась самым сложным случаем. Но мы чрезвычайно положительно настроены, роль Кореи становится все более конструктивной”, – заявил в интервью BBC Украина в январе 2023 министр иностранных дел Дмитрий Кулеба.

В марте 2023 года Сеул разрешил Польше предоставить Украине САУ “Краб”, использующие корейские шасси.

Во время недавнего скандала с утечкой секретных документов Пентагона Южная Корея оказалась в центре внимания. В документах упоминались опасения советников корейского президента, что США могут предоставить Украине корейские артиллерийские боеприпасы. Все это произошло в канун визита президента Кореи Юн Сок Йоля в США по случаю 70-летия дипломатических отношений двух стран, запланированного на 26 апреля.

19 апреля, за неделю до визита в США Юн Сок Йоль впервые допустил прямые поставки оружия Украине.

Что имел в виду президент Юн?

Конечно, это смягчение позиции Южной Кореи, которая всегда была против поставок оружия Украине из-за закона, который является препятствием экспорту в воюющую страну. Президент впервые предложил сценарий, предусматривающий прямые поставки вооружения. То есть, если Россия совершит зверства, это будет возможно. Но многие люди задают вопрос о слове “если”, ведь Россия уже совершила зверства в таких местах как Буча”, – говорит корреспондентка BBC в Сеуле Джин Маккензи.

20 апреля на пресс-конференции спикер МИД Кореи Лим Су Сук заявил, что корейская политика в отношении Украины остается “неизменной”, а президент в интервью упомянул “гипотетические обстоятельства”, сообщает Yonhap.

Оценки экспертов разошлись.

Корейский дипломат, посол Кореи в Украине в 2019-2021 годах Квон Ки Чанг в комментарии BBC Украина говорит, что есть признаки готовности Кореи изменить позицию.

“С начала войны в Украине позиция Южной Кореи в вопросе оружейной помощи была непоколебима: Корея не будет оказывать летальное оружие Украине. Однако замечания президента Юн Сок Йоля в интервью Reuters показали, что эта позиция может измениться”, – отмечает он.

По его словам, до сих пор никто в корейском правительстве никогда не упоминал какие-либо предварительные условия, которые могли бы изменить позицию Сеула.

“Предпосылки, которые он выдвинул, — это то, что Россия в определенной степени уже делает. Поэтому планка не слишком высока. Учитывая все эти элементы, я думаю, что президент Юн серьезно рассматривает возможность предоставления летального оружия Украине. Я ожидаю, что решения не займет много времени”, – отмечает Квон Ки Чанг.

По его мнению, Корея косвенно уже помогла Украине на поле боя – когда продала 100 тысяч 155-мм артиллерийских снарядов США в ноябре прошлого года, чтобы американцы могли прислать такое же количество из своих запасов. Недавно правительство Кореи заключило контракт с правительством США, согласно которому Корея ссудила 500 тысяч снарядов калибра 155 мм.

Профессор департамента международных отношений Сеульского университета Хван Чжи Хван считает, что Южная Корея является “лучшим кандидатом для решения одной из украинских проблем, которые необходимо решить США”:

“Правительство Южной Кореи неизбежно думает о кооперации с американскими усилиями в Украине”.

Но начнутся ли прямые поставки оружия – неизвестно.

“Я думаю, что подробная информация о вкладе Южной Кореи не будет обнародована”, – считает Хван Чжи Хван.

Среди украинских экспертов ожидания поставок вооружений из Кореи сдержанны.

“Южная Корея оказалась в неудобном положении, потому что во время Корейской войны США поддерживали их до сих пор поддерживают, и это налагает определенную моральную ответственность перед союзником”, – объясняет эксперт по политике стран Восточной Азии Наталья Бутырская.

По ее мнению, президенту Юн Сок Йолю будет тяжело одобрить поставки оружия из-за сопротивления общественности и политиков.

“Заявление Юн Сок Йоль делал не для нас, – считает заведующий кафедрой международных отношений ИМО КНУ им. Шевченко Виктор Константинов, – Мы конечно можем трактовать это заявление как то, что еще одна страна готова быть бок о бок с нами. Но скорее это – реакция на давление американцев”.

Кроме того, заявление президента могло быть рекламой корейского оборонпрома.

“Их статистика торговли очень выросла благодаря странам нашего региона, особенно Польши. Поэтому заявление можно расценить как игру в пользу корейских производителей”, – считает Константинов.

Президент Юн Сок Йоль хочет сделать Южную Корею четвертым по объему экспортером оружия в мире уже к 2027 году (вместо нынешней девятой позиции).

“На самом деле, то, что президент Кореи накануне визита в США еще не сделал четкое заявление о прямой поставке оружия Украине означает, что до сих пор нет большого желания в Сеуле нам поставлять оружие и идти на конфликт с Россией”, – считает Константинов.

По мнению эксперта, даже если российские войска совершат в Украине военное преступление с десятками жертв среди гражданских или найдут массовое захоронение, в Корее может вспыхнуть дискуссия, отвечает ли это условиям помощи вооружений, которые привел Юн Сок Йоль.

“Это заявление оставляет президенту большую свободу для маневра”, – подчеркивает эксперт.

Некоторые эксперты и СМИ также считают, что поставки оружия могут помешать корейское законодательство. Бывший посол Кореи в Украине Квон Ки Чонг с этим не согласен.

“Несколько западных изданий сообщили, что существуют препятствия, основанные на законе Кореи о внешней торговле (Foreign Trade Act), если Корея предоставляет летальное оружие Украине. Но это не так. Никаких препятствий во внутреннем законодательстве нет. Наибольшее препятствие – это дипломатия, в частности, отношения Кореи с Россией. Корея не хочет противостоять России, поскольку Россия оказывает влияние на Северную Корею”, – объясняет корейский дипломат.

Фактор России и КНДР

Фактор России действительно играет значительную роль. В Южной Корее боятся, что Россия превратится в враждебную страну.

“Есть корейская община в 160 тысяч человек в России, есть более 160 корейских компаний, которые там работают, в частности, крупные конгломераты, Hyundai, LG и Samsung, присутствующие в России и поэтому они огорчены санкциями. Но я думаю, что наибольшее беспокойство – это все же ситуация безопасна, связанная с Северной Кореей”, – объясняет корреспондентка BBC в Сеуле Джин Маккензи.

СССР долгое время поддерживал КНДР и враждебно относился к Южной Корее, поэтому налаживание связей при Горбачеве, а затем распад Советского Союза и массовый выход на российский рынок в 90-е годы существенно облегчили жизнь корейской дипломатии.

“Где-то с 1988 года Южная Корея строила внешнюю политику на том, что ни с одним из соседей, кроме КНДР, разумеется, не нужно иметь серьезных проблем – и с Китаем, и с Россией, и с Японией. Все возможные проблемы либо пытались решать, либо консервировать”, – объясняет Виктор Константинов.

По его мнению, Россия долгое время была положительным игроком для Сеула, потому что поддерживает идею объединения Кореи, присоединилась к санкциям против КНДР в 2017 году.

По состоянию на 2021 год, Россия была десятым торговым партнером Кореи. На нее по данным Корейской ассоциации международной торговли приходилось 1,6% корейского экспорта (полупроводники, автомобили, техника) и 2,4% корейского импорта. В том году Россия экспортировала в Корею продукции на 17 млрд долларов (почти 60% составляли сырая и очищенная нефть, еще более 10% – уголь), а корейский экспорт в Россию составил более 10 млрд долларов, и преобладали в нем автомобили и продукция машиностроения.

Корейские компании активно инвестировали в Россию, некоторые открыли предприятия – как, например, автозавод компании Hyundai в Санкт-Петербурге, который в 2021 году выпустил 234 тысяч автомобилей, завод LG в Подмосковье, который производил телевизоры, стиральные машины и холодильники, или завод бытовой техники Samsung в Калужской области.

Для сравнения – вся торговля Украины и Кореи в 2021 году составляла 1 млрд долларов (преимущественно зерновые), а корейские инвестиции в Украине, например зерновой терминал корейской компании POSCO International в Николаеве, были мелкими по сравнению с инвестициями в России.

Однако решение Путина о полномасштабном нападении нанесло удар по российско-корейскому сотрудничеству. 25 февраля Корея объявила, что не будет объявлять свои санкции против России, но присоединится к санкциям США и ЕС. Завод Hyundai в России временно приостановил производство, а затем начал сокращать рабочих. LG и Samsung покинули Россию.

Впрочем, Виктор Константинов отмечает, что, несмотря на занесение российским правительством Кореи в список “недружественных государств”, в Сеуле не видят необходимости портить отношения с Россией еще больше:

“Просто от России зависит определенным образом ситуация безопасность на Корейском полуострове”.

Кроме того, важна позиция Китая, который тоже не обрадуется поставкам корейского оружия Украине, уверен эксперт.

Корреспондентка BBC в Сеуле Джин Маккензи отмечает, что в Корее есть страх, что война дестабилизирует Корейский полуостров.

“Сначала политики считали, что эта война где-то далеко. .. Но впоследствии стало понятно, что Европа и Азия связаны этой войной, есть потенциальное ответвление безопасности, особенно для Кореи, через КНДР – или потому, что КНДР поставляет оружие России, как утверждают США или потому, что однажды Россия начнет поставлять оружие КНДР”, – объясняет она.

И дело даже не в том, что голос России в Совете Безопасности ООН нужен для санкций против КНДР: “Важнее то, что люди думают, что произойдет, если Россия начнет вооружать Северную Корею. И здесь есть политики, которые думают, что если Южная Корея поможет Украине, это может подтолкнуть Китай оказать помощь России”.

За последний год вооружение Украины стало одним из факторов политической борьбы в Корее.

“В настоящий момент обе ключевые партии выступают против оказания Украине помощи вооружениями, оппозиционная Демократическая партия делает более громкие заявления по этому поводу”, – говорит корреспондентка BBC в Сеуле Джин Маккензи.

“Демократическая партия – за диалог с КНДР и сотрудничество с Россией. Когда приходили к власти президенты-демократы, они пытались нормализовать отношения с Пхеньяном путем договоренностей, поставки гуманитарной помощи”, – рассказывает Наталья Бутырская.

Эксперт напоминает, что во времена президента-демократа Мун Чже Инна (2017-2022) Южная Корея даже рассчитывала на российские газ и электричество, которые бы доставляли по территории КНДР.

После заявления президента Юн Сок Йоля о вооружении лидер ведущей оппозиционной Демократической партии Ли Чже Мен выступил категорически против: “Военная поддержка зон конфликта противоречит нашим национальным интересам, и этого никогда нельзя делать. Ни один режим никогда не проводил внешней политики создания враждебных стран. Мы упорно призываем президента пересмотреть это решение”.

Большинство корейцев против оружия Украине.

По данным опроса Ipsos в апреле 2022 года в Южной Корее:

  • 62% выступали за санкции против России,
  • 60% поддерживали конфискацию активов российских олигархов, связанных с Путиным,
  • 79% были готовы больше платить за газ и нефть, чтобы прекратить войну,
  • 60% опрошенных поддерживали принятие беженцев из Украины.

В то же время:

  • 67% опрошенных считали, что нужно избежать любого участия в войне,
  • 39% считали, что нужно предоставить Украине вооружение (стрелковое и ПТРК), и 38% – финансирование для ВСУ,
  • 31% считали, что проблемы Украины не должны беспокоить Корею и не нужно вмешиваться.

В январе 2023 года новый опрос Ipsos показал, что ситуация почти не изменилась: 51% опрошенных считают экономические санкции против России необходимыми, 18% – нет.

Только 38% опрошенных выступают за предоставление Украине оружия и систем ПВО, 22% готовы отправить и корейскую армию в помощь.

Чем же помогает Корея сейчас?

“В прошлом году Корея предоставила гуманитарную помощь на сумму 100 миллионов долларов, а в этом году Корея выделила дополнительную гуманитарную помощь на сумму 130 миллионов долларов”, – отмечает экспосол Кореи в Украине Квон Ки Чанг.

Корея предоставила Украине дефибрилляторы, аппараты искусственной вентиляции легких и аптечки, 20 генераторов мощностью 450-500 кВт, 100 пикапов Ssang Yong Musso, пять миниэкскаваторов DOOSAN DX17Z, 6 тысяч планшетов для школьников для дистанционного обучения.

Нелетальная помощь тоже была – пуленепробиваемые жилеты, каски, медикаменты, 5000 бронированных пластин от компании Welcron, способные останавливать бронебойные шары.

В послевоенной реконструкции, отмечает Квон Ки Чанг, корейские компании могут способствовать восстановлению Украины, развитию энергетики и строительству больниц.

“Многие корейские компании имеют конкурентное преимущество в строительстве инфраструктуры, такой как дороги, мосты, жилье. Корейские компании также могут участвовать в реконструкции железнодорожных систем, включая системы высокоскоростных скоростных поездов”, – отмечает он.

Но сейчас подлинным прорывом может стать оружие.

“Сейчас на 90% поставок оружия из Кореи в Украину зависит от США. … Возможно, удобными им будут не прямые поставки, а просто закрыть глаза на экспортный контроль тех снарядов, которые поставят полякам”, – отмечает Виктор Константинов.

Какое оружие могла бы предоставить Корея?

Проще всего Украине было бы получить то, что Корее уже не нужно.

“Еще в апреле 2022 года был запрос на российские вооружения, которые Россия предоставила Корее в 90-е вместо долга Советского Союза – 40 танков Т-80У и 40 БМП-3”, – напоминает военный эксперт Defence Express Иван Киричевский.

По его мнению, можно просить о поставке этого комплекта российской бронетехники – даже если ее часть вышла из строя (ради запчастей).

Далее следует просить о средствах, которые помогут силам противовоздушной обороны.

“В 2021 году Корея списала зенитно-ракетный комплекс MIM-23 Hawk, и их вполне можно взять со складов. Еще теоретически было бы интересно получить М-167 Вулкан (M167 VADS) – это зенитная установка, похожая на нашу Зу 23-2, и темп стрельбы в нее настолько высок, что позволяет “перерезать” воздушную цель – нам они интересны, чтобы сбивать иранские шахеды”.

В конце концов, по мнению эксперта, можно просить об артустановках М-109А2, которых в корейской армии более тысячи, и дорогих ракетах для комплексов Patriot.

“Различные гибридные варианты, на которые может пойти Польша для помощи Украине, с соответствующей мотивацией для Южной Кореи, исключать не стоит”, – отмечает Киричевский.

Что касается авиации, по его мнению, подержанные F-16 для украинских фронтовых реалий лучше подходят, чем дорогие корейские легкие истребители Fa-50.

Верхушкой желанного корейского оружия могли бы стать ракеты большой дальности, такие как Hyunmoo-2, но сейчас это кажется нереальным.

Интересно, что о поставках корейского оружия Украине писал даже российский военный обозреватель, полковник Михаил Ходаренок, считающийся приближенным к российскому Генштабу.

“Самое главное – в Республике Корея нет дефицита в патронах ко всем видам стрелкового оружия и 155-мм снарядам к самоходной и буксированной артиллерии”, – написал он 22 апреля для gazeta.ru.

По мнению Ходаренко, шансы на то, что Корея присоединится к Контактной группе по обороне Украины (группе Рамштайн) “достаточно значительны”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-04-25