Будущее Каховского водохранилища. Восстановить, улучшить, оставить как есть?

kahov

После разрушения плотины Каховской ГЭС фактически завершилась 70-летняя история одноименного водохранилища. Того самого, которое одни называли “чудом советской инженерной мысли”, а другие – “убийцей природы”. Что делать с ним дальше?, – пишет BBC.  

Дамбу оккупировали русские военные. По оценкам большинства специалистов, ее прорвало, вероятнее всего, из-за минирования и взрыва изнутри сооружений. Уничтожены сразу несколько пролетов самой дамбы, машинный зал и другие здания ГЭС.

Тысячи тонн воды из Каховского водохранилища начали стремительно выходить, затапливая города и поселки ниже по руслу Днепра.

Киев назвал это самой рукотворной экологической катастрофой XXI века. Москва свою причастность к трагедии до сих пор отрицает.

“Вонючее болото”?

20 сентября 1950 г. Совет министров СССР издал постановление о строительстве Каховской ГЭС, второй гидроэлектростанции на Днепре после Запорожья. Соответственно, должно появиться и второе большое водохранилище в запланированном каскаде.

Задекларированная Советским Союзом цель – обеспечить “высокие и стабильные” урожаи сельхозкультур, например хлопка и пшеницы, в засушливых южных районах Украины. Также это должно было обеспечить электроэнергией местные предприятия и промышленность.

Действительно, вокруг Каховского водохранилища – в Запорожье, Кривом Роге и Никополе – расположен ряд металлургических предприятий, потребляющих большие объемы электроэнергии и воды.

Завершить водохранилище и ГЭС строители должны были за шесть лет. Планы советского руководства были амбициозными. Искусственный водоем должен был стать одним из самых больших в мире того времени. Построена она должна быть не на твердой почве, а на имулистых отложениях. К проекту привлекли около 15-25 тысяч рабочих. Они работали ускоренными темпами, и объект сдали раньше. Параллельно построили город Новая Каховка на берегу Днепра.

ГЭС, которая стимулировала развитие промышленности и фермерства на юге Украины, нанесла вред экологии и археологии.

Дело в том, что водохранилище площадью около 2 тысяч квадратных км затопило три десятка прибрежных сел и заповедную территорию, известную как Великий луг.

Эти районы по обеим берегам Днепра, от Запорожья и до Херсонских пойм, принадлежали Запорожской сечи. Кроме разнообразной флоры и фауны, здесь казаки высаживали искусственные леса в военно-оборонительных целях.

Почти вся эта экосистема, а также артефакты казацкой поры были похоронены под толщей воды в середине ХХ века.

Критика этих действий советской власти звучит в самом известном произведении Олеся Гончара “Собор” (1968), где один из главных персонажей – Изот Лобода – критикует власть из-за “Каховского моря”.

“Великий луг вырубили весь, думали, море построят, а построили болото! Гнилью цветет, на всю Украину воняет! Пилоты носы затыкают, когда пролетают над ним!”

Кинорежиссер и писатель Александр Довженко посвятил ГЭС кинопоэме.

В “Поэме о море” он воспевает подвиг строителей, но в то же время отмечает, что водохранилище поглотило десятки сел и заставило переселить как можно дальше десятки тысяч жителей.

“И не так это просто – срубить старую грушу, на которой висела когда-то твоя люлька, и разрушить дом, гревший теплом еще твоих предков”, – вспоминает художник в заметках.

Довженко признает, что “Каховское море” навеки сменило лицо украинского юга.

“Весь Днепровский низ, от Запорожья до Каховки, сразу стал неузнаваемым. Ушел под днепровскую воду большой Запорожский Луг, навеки утонули старые кресты на дедовских кладбищах. Все, что родителям и дедам веками казалось красивым с первых детских лет, – все исчезло”.

Поэтому и сейчас вопрос, возвращать ли уничтоженное Каховское водохранилище становится дискуссионным. Экологи и политики имеют противоположные точки зрения. Хотя последние уже просчитали сроки и стоимость восстановления “искусственного моря”.

Вернуть Великий казацкий луг 

“Буду непопулярным… восстановление Каховской ГЭС будет большим преступлением против окружающей среды, чем ее разрушение”, – написал 6 июня киевский эколог Михаил Петелицкий.

Он не одинок в таких убеждениях. В западном мире распространен тренд на возобновление “естественности рек”, говорит ВВС Украина профессор Херсонского государственного университета Иван Мойсиенко.

Евросоюз принял природоохранную программу, за период действия которой должно было быть восстановлено 25 тысяч км рек. Это касается именно тех европейских водоемов, ограниченных дамбами, плотинами или каналами.

“Это нормальная практика в Европе, когда они начали восстанавливать естественность течения рек и разрушают дамбы”, – говорит доктор биологических наук и член правления Украинской природоохранной группы.

Иван Мойсиенко настаивает, что по такому пути должна пойти и Украина, чтобы восстановить Великий луг, уничтоженный 70 лет назад при строительстве Каховской ГЭС.

“Я поддерживаю мнение, что его (водохранилище) не нужно восстанавливать. Это был старый советский проект, я думаю нужно искать альтернативные пути”.

По мнению эксперта, основные проблемы, а именно наполнение каналов для полива сельхозугодий, обеспечение достаточным количеством воды Запорожской АЭС, населения и предприятий Днепропетровской области можно решить либо путем создания водохранилищ в балках на меньших реках, либо построив насосные станции на Днепре.

Шанс восстановить уникальный Великий луг нельзя терять, отмечает профессор Мойсиенко. Из-за исчезновения “Каховского моря” здесь откроются территории площадью почти 200 тысяч гектаров, где были экосистемы украинской степи, лугов и пойменных лесов.

“Природа сама восстановится, но если мы ей поможем, это будет быстрее”.

По его прогнозам, самостоятельное восстановление экосистемы займет около 50 лет, но при содействии человека этот срок можно сократить до 10 лет.

Профессор Мойсиенко уверен, что западные страны и глобальные природоохранные организации должны помочь Украине.

Снова возвести ГЭС – это самое простое решение, говорит эколог. Правительство должно рассмотреть другие варианты, учитывающие интересы и природы, и промышленности.

Причины восстановления

“После деоккупации нам придется строить новую станцию”, – уверяет генеральный директор Укргидроэнерго Игорь Сирота.

По его словам, готовятся первые проектные решения, чтобы перегородить разрушенную дамбу и обеспечить водой население, сельское хозяйство и промышленность.

Для того чтобы после деоккупации как можно быстрее наполнить водохранилище, решили аккумулировать воду на верхних водохранилищах по Днепру, говорит Игорь Сирота.

Вопрос, восстанавливать этот объект или нет, перед властью не стоит.

“Каховская ГЭС очень нужна Украине с точки зрения обеспечения электроэнергией”, – объясняет ВВС Украина Александр Харченко, директор “Центра исследования энергетики”.

Но есть нюанс – последние полтора года после захвата ГЭС российскими войсками Каховская станция не работала и соответственно не поставляла электричество в единую энергосистему. Однако страна, хотя и с трудом, смогла пройти тяжелый зимний период и обеспечивает себя энергетикой из других источников, прежде всего атомных станций.

“Проведем аналогию, – замечает на это Александр Харченко, – Предположим, что у вас в квартире в течение какого-то времени не будет холодильника. Вы погибнете от этого? Нет. Но будет ли вам комфортно и удобно? Думаю, что нет. Будете ли вы нести убытки? 100%, потому что у вас будут портиться продукты”.

Так же и Каховская ГЭС, заключает эксперт, чрезвычайно необходима для украинской энергосистемы, поскольку это, во-первых, дополнительные “маневровые мощности”, позволяющие регулировать потребление в системе, во-вторых, это “чистая энергетика”, то есть та, которая не несет загрязнения.

Александр Харченко отмечает, что без водохранилища крупные предприятия Днепропетровской области не смогут работать даже на 50% своей мощности.

А Игорь Сирота указывает на критическую потребность пресной воды для населения в южных регионах.

“Еще раз хочу подчеркнуть, весь Днепровский каскад обеспечивает львиную долю населения региона пресной водой. Из-за этого это в первую очередь нужно. И необходимо преграждать и восстанавливать Каховское водохранилище”, – сказал он в интервью “Украинской правде”.

Глава Администрации судоходства Евгений Игнатенко говорит о проблемах для украинского судоходства из-за отсутствия Каховского гидроузла.

“Каховский шлюз был крайним днепровским шлюзом, выпускавшим все суда в сторону открытого моря. Фактически нам перекрыли ворота для украинского экспорта”.

По оценкам украинских властей, на строительство новой ГЭС требуется 5 лет работы в ежедневном и круглосуточном режиме. Стоимость проекта – примерно 1 млрд долларов.

“Это не может быть только усилиями украинского бюджета”, – убежден эксзамминистра финансов Артем Шевалев, а ныне член Совета директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

“По моему мнению, восстановление Каховской ГЭС должно стать одним из интереснейших примеров частно-публичного партнерства или какого-либо другого варианта привлечения частного сектора к этой инициативе”, – говорит он.

По словам финансиста, восстановление станции – это большой инфраструктурный проект, имеющий значительную коммерческую составляющую. К нему, вероятно, присоединятся и международные кредиторы, в частности, ЕБРР, имеющий длительную историю взаимоотношений с Укргидроэнерго.

Вопрос восстанавливать или нет Каховскую ГЭС, говорит Артем Шевалев, решается просто. Следует учитывать, насколько важен этот объект для экономической и энергетической безопасности Украины.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-06-09