Выборы в войну. Может ли власть их провести и при чем здесь “Дия”?

stefanchuk

“Идет война, идет военное положение. О каких выборах можно говорить, когда, по Конституции, мы не можем сегодня проводить выборы”, – заявил две недели назад глава офиса президента Андрей Ермак. 

Казалось, он положил конец слухам, что в этом году Украина может провести парламентские выборы прямо во время войны.

Однако в прошлую пятницу спикер парламента Руслан Стефанчук удивил экспертов, журналистов и даже некоторых однопартийцев из “Слуги народа” заявлением, что Конституция не запрещает проводить выборы во время военного положения.

Это какая-то игра, Банковая готовится к выборам, ведь Стефанчук без разрешения “оттуда” такое бы не говорил, начали переписываться между собой журналисты и депутаты. Иначе как объяснить резкое заявление формально второго человека в государстве, противоречащем позиции Ермака, который – если и не первый, то уж точно не второй в стране.

Одни собеседники BBC Украина в “Слуге народа” списали это на недоразумение между спикером и журналистом. Другие смеются над его познаниями в Конституционной сфере. А третьи говорят, что это личное мнение отдельного депутата, которое не подкреплено глобальными планами Банковой.

Хотя эксперты и не исключают, что это заявление не случайность, а сознательное прощупывание почвы и общественного мнения для будущих действий властей.

Так что же означают слова спикера, стоит ли ждать выборов в этом году и реально ли проводить голосование под российскими ракетами, когда миллионы украинских женщин в Европе, а сотни тысяч мужчин на фронте?

Стефанчук и выборы

Если бы не полномасштабное вторжение России, то уже в октябре 2023 года в Украине должны были состояться очередные парламентские выборы. В марте 2024-го – президентские.

Однако закон о военном положении четко предусматривает, что проводить голосование в условиях военного времени нельзя.

Да и Конституция, как утверждают многие известные юристы, также не позволяет голосовать во время войны.

Тем более удивило интервью Руслана Стефанчука парламентскому телеканалу “Рада”.

Где он, во-первых, на вопрос журналистки о выборах заявил, что Конституция не запрещает проводить их во время военного положения. Во-вторых, намекнул, что готовятся изменения в закон о военном положении, чтобы такие выборы провести.

Стефанчук добавил, что в ближайшее время этот вопрос в парламенте может “актуализироваться”, и напомнил, что ранее о необходимости выборов, несмотря на войну, говорил президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Тини Кокс.

Правда, сам Кокс тогда уточнял, что действующая Конституция проводить такие выборы все же не позволяет.

Это заявление спикера вызвало критику среди юристов и экспертов, которые настаивают, что Конституция запрещает выборы во время военного положения.

Да и сам Стефанчук еще в июне рассказывал, почему нельзя проводить выборы и как это разорвет страну.

“Проблема, что председатель Верховной Рады как доктор юридических наук говорит чушь”, – не подбирает слова в разговоре с ВВС Украина известный юрист и бывший член Центральной избирательной комиссии Андрей Магера.

Он, как и многие коллеги, ссылаются на 83 статью Конституции, где речь идет о выборах и военном положении.

“В случае истечения срока полномочий Верховной Рады во время действия военного или чрезвычайного положения ее полномочия продлеваются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады, избранной после отмены военного или чрезвычайного положения”, – говорится в статье, которую многие юристы трактуют как четкое указание, что выборы можно проводить только по окончании войны.

“У Стефанчука толкование иное”, – признает в разговоре с BBC Украина его коллега по партии, бывший представитель Зеленского в Конституционном суде Федор Вениславский.

Он говорит, что в Конституции напрямую не написана фраза о запрете, но “путем толкования можно говорить, что Конституция предусматривает, что выборы во время военного положения не проводятся”. И настаивает, что комплексное толкование Конституции и законодательства дает ответ – нельзя проводить выборы во время правового режима военного положения.

Такую же позицию высказали еще несколько собеседников в партии.

В разговоре с ВВС Украина эксперт по Конституционному праву и одна из руководителей центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко также настаивала на неконституционности выборов во время войны.

Во-первых, она утверждает, что 83 статья Конституции разрешает проведение парламентских выборов только после отмены военного положения.

Во-вторых, говорит юрист, Конституция позволяет во время военного положения ограничивать ряд основополагающих прав человека, например, на свободу слова, собраний и так далее. И они сейчас ограничены, поэтому обеспечить демократичность выборов невозможно.

“Поэтому, если исходить из конституционных принципов, мы не можем провести демократические выборы во время войны, и это касается всех выборов”, – резюмировала эксперт.

В пресс-службе Руслана Стефанчука сообщили, что плотный график работы не позволяет ему сейчас общаться с прессой, чтобы более четко прояснить его позицию по выборам.

Не смог найти время для толкования позиции руководителя парламента и первый вицеспикер Рады от “Слуги народа” Александр Корниенко.

Что делает ЦИК и могут ли голосовать в “Дие”?

Андрей Ермак недавно заявил, что Конституция не разрешает проводить выборы во время военного положения.

“Однозначно, что без отмены военного положения никаких выборов не может быть”, – признает один из членов Центральной избирательной комиссии, однако просит не называть его из-за “политической чувствительности вопроса”.

Он признает, что если будет политическая воля и одобрен закон, то ЦИК придется его выполнять и выборы проводить.

Но настаивает – пока подготовки к выборам во время военного положения нет, да и сам он не понимает, зачем это сейчас озвучил Руслан Стефанчук.

“Вопрос этот очень чувствительный и дразнящий, но сейчас точно ничего конкретного еще нет, одни разговоры”, – признает собеседник в ЦИК.

Чтобы провести выборы, говорит он, кроме изменений в закон о военном положении, нужно еще тщательно прописать, как проводить голосование под ракетами, обстрелами и другими вызовами войны. “Не представляю, как это все реально сделать”, – добавляет он.

Член ЦИК говорит, что и после окончания войны провести выборы будет не так просто, не говоря уже о том, что делать во время.

Избирательная инфраструктура существенно разрушена, особенно на деоккупированных территориях. Также есть огромное количество внутренних перемещенных лиц, многие миллионы людей находятся за границей.

Реестр избирателей, говорит собеседник, нужно реанимировать, ведь из-за угроз безопасности его работу прекратили, никто его не обновлял. Как делать списки избирателей – неизвестно.

“Мы над этим работаем, но есть много технических, организационных, безопасных проблем с этим, нужно время”, – признают в ЦИК.

Там говорят, что к выборам готовятся, но уже после войны. В парламенте для этого работают совместные рабочие группы.

Главный вызов – семь миллионов украинцев, сбежавших от войны, и как обеспечить их голосование.

Сейчас закон позволяет открывать участки только в дипломатических учреждениях, а для миллионов избирателей этого не хватит. Особенно в Польше, Германии и других странах, куда массово переехали украинцы.

Поэтому обдумывают план, чтобы открыть сотни участков вне посольств и консульств.

Некоторые собеседники BBC Украина указывали, что во власти серьезно обсуждают вариант голосования в Европе по почте. Однако наш источник в ЦИКе такой вариант не подтверждает.

“Многие передовые страны показали, что это возможно. Но надо, чтобы это люди поддержали”, – так две недели назад ответил на вопрос о голосовании на выборах в “Дии” Андрей Ермак.

Однако в ЦИКе резко против такой идеи.

“Не думаю, что это возможно, мы не готовы к этому организационно и политически. Это не только о “Дие”, но и о любом электронном голосовании”, – настаивает собеседник.

Выборы во время войны провести сложно, говорят эксперты.

“Интернет-голосование для нас еще не актуально, ЦИК никоим образом не готовится к подобным сценариям выборов через интернет”, – заверил член ЦИК.

Андрей Магера как экс-замглавы ЦИК проводил десятки выборов. Кроме конституционных преград, он также указывает на множество технических и политических проблем.

Свобода передвижения во время военного положения существенно ограничена, действует комендантский час во всех регионах, кроме Закарпатья, а потому многие предвыборные мероприятия невозможны.

Право на мирные собрания также ограничено, даже встреча кандидата с избирателями будет рассматриваться как нарушение, говорит он.

А находящиеся на фронте граждане не смогут ни голосовать, ни баллотироваться. Кроме того, ограничена и свобода слова. На телевидении доминирует контролируемый Банковой “Телемарафон”.

“Если еще будет какой-нибудь элемент электронного голосования или почтой, это сорвет ситуацию. Там столько злоупотреблений может быть, что страшно представить, дискредитируем выборы как таковые”, – настаивает Магера.

Он советует последовать примеру Британии, которая с 1935 по 1945 годы не проводила выборы через Вторую мировую.

Так когда же будут выборы?

Представитель “Слуги народа” Федор Вениславский настаивает, что никаких признаков подготовки к выборам уже в скором времени он не видит и не чувствует.

“Уверен, что это невозможно в ближайшее время”, – говорит он.

Соглашается с ним и другой собеседник во фракции, который называет весь этот шум личным мнением Стефанчука.

Хотя не исключает, что команду готовить выборы может предоставить Банковая. Но только в том случае, если на этом будет настаивать Запад. В чем собеседник сомневается.

Политолог Владимир Фесенко в разговоре с ВВС Украина напомнил, что в Совете Европы призывали не отказываться от выборов, несмотря на войну. И Стефанчук может слышать подобные советы во время бесед с западными коллегами.

Но пока Фесенко называет подобные разговоры просто словами. А вот серьезно это стоит воспринимать, когда в парламент начнут подавать законодательные инициативы.

В первую очередь, когда в Раду поступят изменения в Избирательный кодекс, из которого будет понятен формат выборов. Кроме того, в Раду должен поступить проект финансирования выборов – на этот год или уже в бюджете на следующий.

Если же поступит и проект изменений в закон о военном положении, где будет разрешение на проведение выборов, тогда можно будет говорить о начале подготовки к выборам, считает Фесенко. А ведь в кулуарах тему обсуждают и думают над сценариями.

“Сомневаюсь, что выборы могут провести еще в этом году. Не вижу для этого предпосылок, эта идея сейчас не воспринимается ни обществом, ни экспертами. Это будет разрушение внутренней консолидации. Разве каким-нибудь чудом скоро закончится война”, – настаивает Фесенко.

Конечно, на Банковой хотят провести выборы, пока у Зеленского высокие рейтинги и он одержит победу его обновленной партии. Но сейчас это рискованно, считает эксперт.

Идеальный вариант для Банковой, говорит Фесенко, чтобы к весне война закончилась, а власти запустили одновременные президентские и парламентские выборы.

“Если же война не закончится до весны, то могут предпринять попытку, со ссылкой на наших партнеров, провести все выборы в марте, несмотря на войну”, – прогнозирует Фесенко. И тогда как раз может согласиться проект изменений в закон о военном положении, который будет разрешать такие выборы.

При этом у Владимира Фесенко есть пессимистический прогноз относительно войны и не верит, что она закончится к весне, ведь Путину выгодно ее затягивать в каком-то формате до выборов в США.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-08-01