Выборы в Польше: как и почему поляки выбирают между дружбой и дрязгами с Украиной

“Единство наших народов должно остаться постоянной величиной. Ни сейчас, ни в будущем никто не имеет права нарушить это единство. Ни наши политики, ни вражеские агенты, ни даже члены жюри на “Евровидении”. Украинский и польский народы поставили друг другу 12 баллов – сегодня и навсегда”. 

Сейчас сложно поверить, что эти слова Владимир Зеленский сказал на встрече с Анджеем Дудой всего полтора года назад, а украинцы в соцсетях были готовы загрызть украинское жюри “Евровидения” за низкий балл для польского исполнителя.

Тогда польско-украинские отношения считались едва ли не идеальным примером братства в условиях войны. Польша приютила миллионы украинцев, направила Украине свои танки и военные самолеты, а еще отчаянно убеждала западные страны в возможности победы Украины и важности предоставления вооружений.

Однако буквально за несколько последних месяцев ситуация изменилась, на первые полосы начали проникать старые и новые оскорбления и споры, а о конфликте заговорили даже с трибуны ООН.

Ряд обозревателей связывают такую ситуацию с проходящими в воскресенье выборами в Польше и могут стать судьбоносными не только для страны, но и польско-украинских отношений. Выбор поляков может определить, что в будущем будет доминировать в польско-украинских отношениях – ссоры или сотрудничество.

Избирательные участки закрываются 15 октября в 22.00 по Киеву, тогда должны обнародовать данные экзит-поллов.

Согласно опросу Ipsos для Oko.press от 6-10 октября, коалиция “Объединенные правые”, в которой доминирует руководящая партия “Право и справедливость”, имеет шансы получить 36% голосов избирателей.

Ключевая сила оппозиции – либеральная “Гражданская коалиция”, в которой доминирует партия “Гражданская платформа” экс-премьера Дональда Туска (2007-2014), может рассчитывать на 28%.

На третье место претендуют блок “Левица” (8%), блок “Третий путь” (8%) (состоящий из центристской партии “Польша 2050” и “Польской крестьянской партии”), а также ультраправая коалиция “Конфедерация” (9%) .

Цифры в разных опросах отличаются, но первое место “Объединенных правых” и отставание на несколько процентов в “Гражданской коалиции” характерно почти для всех.

В фокусе внимания польских избирателей преимущественно внутренняя политика: личное противостояние лидера ПиС Ярослава Качиньского и экс-премьера Дональда Туска, дебаты по социальным программам, роли церкви в обществе, а также будущего Польши в ЕС.

Отношения с Украиной не были ключевыми в кампании и оказались на первых полосах только в сентябре после выступления президента Зеленского в ООН по зерновому спору между Украиной и ее западными соседями.

Дело в том, что после 24 февраля 2022 года рынок ЕС был открыт для поставок украинского зерна, чтобы облегчить его экспорт в третьи страны, несмотря на блокаду портов. И экспорт украинского зерна в Польшу вырос в 38 раз. Польские фермеры были недовольны ростом конкуренции, и польское правительство ввело эмбарго на импорт украинского зерна, которое продлило 15 сентября.

“Тревножно видеть, как в настоящее время некоторые в Европе подрывают солидарность и устраивают политический театр, делая из зерна триллер. Может казаться, что они играют собственную роль, но они помогают подготовить сцену для московского актера”, – заявил с трибуны ООН Владимир Зеленский. 19 сентября. Сделал он это, правда, уже после слов Анджея Дуды, который сравнил Украину с “утопающим человеком” и может нанести вред своему спасителю.

В Польше восприняли слова украинского президента как критику и возмутились обвинением в подыгрыше Москве. Премьер Польши Матеуш Моравецкий заявил, что страна больше не поставляет дополнительное оружие Украине, а представитель польского правительства Петр Мюллер предположил, что помощь украинским беженцам не продолжат со следующего года.

Позже президент Анджей Дуда заявил, что Польша будет поддерживать Украину в “пределах здравого смысла”, а интересы своих фермеров будет защищать.

Наконец напряжение немного спало, Украина приостановила иск к Польше во Всемирной торговой организации, поданный из-за эмбарго на поставки зерна.

Однако, как показывают программы и заявления представителей борющихся за власть ключевых сил, различия в отношении Украины между ними существуют и могут сказаться на политике Польши после выборов.

Правящая партия “Право и справедливость”, которая идет на выборы в составе “Объединенных правых”, в своей программе отмечает, что со времен президента Леха Качиньского (2005-2010), погибшего в авиакатастрофе под Смоленском, проводит реалистичную внешнюю политику. Сбылись ее прогнозы по поводу опасности становления русского неоимпериализма, вредности сближения России и Германии.

“Право и Справедливость” обещает и дальше защищать интересы Польши и стран Центральной Европы в рамках ЕС на фоне доминирования тандема Франции и Германии. И поддерживать Украину в войне.

По мнению украинского политолога Станислава Желиховского, во время предвыборной кампании ПиС обострил дискуссию по поводу украинского зерна, чтобы не отдать голоса фермеров еще более правящей “Конфедерации”.

Исследователь Польского института международных отношений Даниэль Шелиговский считает, что конфликт направила в политическую плоскость именно Украина:

“Этот конфликт перерос в политическую проблему из-за высказываний президента Зеленского в Нью-Йорке. До этого это была торговая проблема, которая не играла большой роли в политической кампании”.

Лидер “Гражданской коалиции” Дональд Туск уже возглавлял правительство Польши в 2007-2014 годах, а затем был председателем Европейского Совета.

“Гражданская коалиция” позиционирует себя как политическая сила, которая способна разрешить противостояние между Варшавой и институтами ЕС, развернувшееся с 2016 года после противоречивой реформы судебной власти в Польше. Это позволит получить финансирование из европейских фондов на обустройство польско-белорусской границы.

По словам лидера коалиции Дональда Туска, Польша заинтересована в том, чтобы Украина выиграла войну, а споры Киева и Варшавы возникли из-за отсутствия стратегии польско-украинских отношений у правительства Моравецкого.

В качестве примера удачной кооперации по транзиту украинского зерна Туск приводил Румынию, которая подготовила для этого должную инфраструктуру, получила для этого средства от ЕС и заработала на этом.

По мнению Туска, кампания солидарности с Украиной и украинскими беженцами, в которой приняли участие миллионы поляков, является бесценным капиталом, который нельзя потерять. В будущем он призывает инвестировать в восстановление Украины.

В то же время, Дональд Туск перед выборами признал, что нужно что-то делать со льготами для украинских беженцев, чтобы поляки не раздражались.

“Ничего антиукраинского в этом нет”, – сказал он, добавив, что права тех, кто не граждан Польши, должны быть другими.

Коалиция “Третий путь”, которая состоит из либеральной партии “Польша 2050” и “Польской крестьянской партии”, призывает к деэскалации в польско-украинских отношениях.

Один из лидеров коалиции, популярный польский журналист Головня в недавнем эфире Radio Zet заявил, что Владимир Путин с удовольствием наблюдает за спором между Польшей и Украиной.

По мнению польского политика, Польша имеет право защищать интересы своих фермеров, а украинскому руководству нужно быть сдержанным.

В то же время он подверг критике заявление Матеуша Моравецкого о том, что Польша больше не оказывает Украине военную помощь.

“Люди, поймите одну основную вещь. Мы поддерживаем Украину не для того, чтобы украинцы писали о нас хорошие вещи в Facebook. Мы поддерживаем Украину, чтобы Польша была в безопасности, потому что безопасная Украина, где Путин терпит поражение, это Польша, которой не будет нужно этого делать (воевать. – Ред.)”, – отметил Головня.

“Третий Путь” поддерживает членство Украины в ЕС и помощь украинцам, но выступает против “неконтролируемого наплыва аграрной продукции” из Украины.

Еще больше Украина поддерживает объединение левых партий Ливица.

Там обещают разрешить конфликты между Варшавой и Брюсселем, поддерживают вступление Украины в ЕС, а также выступают за помощь оружием, послевоенное восстановление и списание украинского внешнего долга.

Польские левые обещают бороться за жесткую политику ЕС против России и ее сателлитов, прекратить торговлю с Москвой, особенно ископаемым топливом, усилить санкции и конфисковать имущество олигархов, связанных с Путиным или Лукашенко. Последние левые называют военными преступниками, которых надо судить.

А вот ультраправая “Конфедерация” настроена наиболее критично в Украину. Она обещает прекратить “недобросовестную конкуренцию” со стороны украинских аграриев, добиться эксгумации жертв Волынской резни на территории Украины и заставить Киев признать эти события геноцидом.

Главное требование конфедератов – обрезать все программы господдержки для украинцев в Польше.

Также они хотят от Украины извинений и компенсаций за инцидент с падением ракеты в селе Пшеводув в ноябре 2022 года, в результате чего погибли два человека – недавно министерство юстиции Польши объявило, что ракета была украинской, а не российской.

Один из лидеров “Конфедерации” Кшиштоф Босак на фоне зернового кризиса обвинил правительство ПиС во главе с Матеушем Моравецким в банкротстве внешней политики по отношению к Украине.

“Нужно начинать играть жестко, как играют украинские олигархи, представленные украинскими политиками”, – подчеркнул он на пресс-конференции 20 сентября.

По словам Босака, Владимир Зеленский своим выступлением в ООН “показал средний палец Польши”.

Не устраивает Конфедерацию и большое количество мигрантов из Украины.

“Наличие крупного украинского меньшинства в Польше будет иметь негативное влияние из-за заимствования многочисленных патологий общественной жизни из восточной границы: от коррупции и преступности до требований более легкого доступа к абортам”, – говорится в брошюре, которую подготовила партия.

По оценке Amnesty International, аккаунт депутата Сейма от партии Гжегожа Брауна в соцсети Х (твиттере) – один из самых популярных источников распространения дезинформации об Украине и украинцах в Польше.

Как пишет Gazeta Wyborcza, Конфедерация пытается завоевать расположение избирателей, которые скептически относятся к продлению помощи Украине.

Среди таких оказались некоторые польские женщины, ревнующие украинок к польским кавалерам и жалующиеся на очереди в салонах красоты. Звучит как шутка, но политики пытаются воспользоваться этим.

В зависимости от результатов выборов в Польше есть несколько возможных сценариев.

Первый сценарий – самостоятельная победа “Объединенных правых” во главе с руководящей партией “Право и справедливость” без необходимости коалиции. Согласно опросам, это маловероятно, но если они сформируют правительство, поддержка Украины в борьбе с Россией продолжится.

В то же время, действующее правительство уже сейчас недовольно смотрит на сближение Украины и Германии.

Берлин – это давняя мишень критики “Права и справедливости”. В партии считают, что германские элиты пытаются монополизировать принятие решений в ЕС. Речь идет, в частности, о предложении отмены права вето для государств: сейчас решения в ЕС по внешней политике и обороне принимаются единогласно. Для польских властей такая реформа недопустима, ведь означает дальнейшую федерализацию ЕС.

Еще больше польское правительство возмущает предложение провести такую реформу по расширению Евросоюза на Западные Балканы и Украины.

Польско-германские споры могут отложить евроинтеграцию Украины. По мнению польского политолога Лукаша Адамского, даже 2030 выглядит оптимистичной датой для ее вступления.

Второй сценарий – коалиция между “Объединенными правыми” и “Конфедерацией”.

“Конфедерация” построила свою предвыборную кампанию именно на критике действующего правительства, в частности, его политики в отношении Украины, поэтому им будет сложно найти общий язык.

ПиС не может признать свою политику поддержки украинских беженцев и Украины ошибочной. С такими депутатами “Конфедерации”, как Гжегож Браун, который с трибуны Сейма взывал “Стоп украинизации Польши” и спрашивал президента Дуду, получил ли он орден Бандеры, членам ПиС по меньшей мере будет некомфортно в одной коалиции.

В конце концов обе силы борются за избирателя с правыми взглядами, и эта конкуренция может помешать формированию правительства.

“Для Ярослава Качиньского и его партии было бы не выгодно иметь такого токсичного союзника как “Конфедерация”, хоть в правящей коалиции, хоть в оппозиции”, – считает Станислав Желиховский.

По его мнению, если подобную коалицию сформируют, украинско-польские отношения могут ухудшиться, а исторические претензии могут выйти на первый план.

Польский политолог, вице-директор Центра диалога Мерошевского Лукаш Адамский считает, что “Конфедерация” также может усложнить европейскую интеграцию для Украины:

“Может перевесить национально-эгоистический интерес огромного лобби польских фермеров – это более миллиона хозяйств, имеющих по 10-15 га, миллионы семей”.

Третий сценарий – формирование правительства либералов и левых из Гражданской коалиции, Третьего пути и Ливицы.

“Для Украины правительство во главе с Гражданской коалицией – лучший вариант. Ее лидер Дональд Туск пытается не апеллировать к историческим вопросам, и когда был у власти в 2007-2014 годах, отношения Украины и Польши были отличными”, – считает Желиховский.

Такая коалиция будет стремиться разрешить конфликты между Варшавой и Брюсселем, возникшие во время правления “Права и справедливости”, и не будет вступать в постоянные конфликты с Германией.

В таком случае странам легче будет разрешить зерновой конфликт.

Четвертый сценарий – “Конфедерация” получает “золотую акцию” в парламенте, без нее нельзя сформировать ни одного правительства. Если она отказывается входить в любую коалицию, Польшу могут ожидать новые внеочередные выборы.

Пятый сценарий – формирование правительства меньшинства, когда будет руководить партия или коалиция, не имеющая большинства мест в Сейме. Но такому правительству все равно нужно получить вотум доверия хотя бы от 231 из 460 депутатов.

Лидер организации фермеров “Агроуния” Михал Колодзейчик, который был одним из вдохновителей протестов против импорта украинского зерна, на выборах поддерживает оппозиционную “Гражданскую коалицию”

Однако, какое правительство ни пришло бы к власти, все спорные исторические и экономические вопросы Украине и Польше придется обсуждать, считает координатор программы Восточной Европы Польского института международных отношений Даниэль Шелиговский.

“Надежды, что проблемные вопросы будут поднимать или нет, в зависимости от находящейся у власти партии – это бесполезные надежды”, – говорит он.

По его мнению, высказывание президента Зеленского в Нью-Йорке возмутило польское общество, а не только действующую власть.

Консенсус о поддержке Украины в борьбе с Россией останется, но отношения уже не будут такими безоблачными, как в начале вторжения.

По мнению польских политологов, на Западе уже есть признаки усталости от войны.

“Эмоциональные аргументы и давление на партнеров, которые использовал президент Зеленский, уже не работают”, – считает Даниэль Шелиговский.

По его мнению, в этих условиях Украина будет еще больше нуждаться в поддержке со стороны Польши, поэтому украинским властям нужно активнее перетаскивать поляков на свою сторону.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-10-15