“Опускали головой в туалет”. Что делать, если ваш ребенок стал жертвой буллинга

bulling

Соцсети возмутило видео издевательств над школьником в Одесской области. Из-за инцидента началось расследование, причем, как утверждают местные власти, его инициировали не родители ребенка, а администрация школы. ВВС Украина напоминает, что нужно делать, если вы или ваш ребенок столкнулись с буллингом. 

Видео издевательств над мальчиком записали в селе Шевченково Измаильского района Одесской области. Ребята старших классов силой засовывают ребенка головой в выгребную яму, а затем заставляют оголиться на камеру.

На фоне резонанса местные власти заверили, что инцидент расследуют должным образом.

Как сообщил Александр Лончак, директор департамента образования и науки Одесской областной государственной администрации, в правоохранительные органы обратился директор школы и полиция уже открыла производство из-за жестокого обращения с детьми. Мать пострадавшего вроде бы отказалась писать заявление на обидчиков.

Один из них, как позже стало известно, – сын местной учительницы. Он снимал издевательство по телефону. Лончак заверил, что в школе проведут проверку и служебное расследование этой учительницы.

“Как утверждают в отделе образования и самой школе, учительница – порядочный человек, хороший специалист. Была шокирована тем, что произошло. Никакого сопротивления по расследованию с ее стороны не зафиксировано”, – пишет Ланчак.

Он призвал не молчать в случаях насилия в школах и пообещал, что будет держать дело на личном контроле.

Булинг в Украине

Такие случаи в Украине не единичны. По данным ЮНИСЕФ, 67% детей в Украине сталкивались с буллингом или травлей, 24% стали непосредственными жертвами издевательств.

Почти половина опрошенных признала, что никогда не рассказывала о случаях травли, о которых им стало известно или от которых они пострадали.

В Украине закон о буллинге официально принят в 2019 году. Им определили само понятие буллинга, ответственность за него и механизмы противодействия. До появления закона в подобных ситуациях наказать могли только в случаях, когда речь шла о нанесении серьезных физических травм или сексуальном насилии.

В зависимости от тяжести нарушения наказания за буллинг предусматривает наложение штрафа от 850 до 3400 грн или общественные работы от 20 до 60 часов. Если виновники несовершеннолетние, наказание ложится на плечи родителей. Наказать также могут администрацию учебного заведения, если становится известно, что оно скрывало травлю.

До начавшегося в феврале 2022 года российского вторжения суды рассмотрели по меньшей мере 978 дел о буллинге, сообщал образовательный омбудсмен Сергей Горбачев по запросу “Общественного”.

Сразу после начала вторжения количество жалоб на буллинг в школах снизилось более чем в три раза, сообщает “Общественное” со ссылкой на данные ювенальной превенции Нацполиции. Если в 2021 году было 336 админпротоколов по этой статье, то в 2022-м – всего 116.

В 2023-м ситуация стала медленно возвращаться на довоенный уровень – только за первые четыре месяца этого года по статье о буллинге составили 99 протоколов.

“Это обусловлено ситуацией в стране, дестабилизацией, вызванной вторжением РФ. Поскольку ситуация в отдельных регионах несколько стабилизировалась, мы, конечно, видим рост обращений по буллингу”, — объясняет заместитель начальника управления ювенальной превенции Нацполиции Ярослав Шанько.

В целом буллинг в украинских учебных заведениях был и до войны, и во время, говорит ВВС Украина психология общественной организации Ла Страда Украина Валерия Бондарь.

За январь-июнь 2023 года на горячую линию организации поступило более 64 тыс. обращений по поводу нарушений прав детей, 5% из них касались случаев буллинга.

“Конечно, в начале военных действий ситуации буллинга уменьшились, потому что было не ко времени, дети были на дистанционном обучении, у кого вообще не было учебы, но сегодня можем констатировать, что случаи как были, так и есть в учебных заведениях”, – отмечает эксперт.

Как противодействовать буллингу

Психологи советуют родителям быть внимательными к детям. Если они страдают от травли, им бывает непросто рассказать об этом кому-то.

Среди тревожных сигналов, на которые рекомендует обращать внимание ЮНИСЕФ, – нехватка друзей, с которыми ребенок проводит время, нежелание ходить в школу или активность со сверстниками, внезапная потеря интереса к обучению. Если ребенка шантажируют в школе, он может начать просить дополнительные деньги на карманные расходы, чтобы откупиться от агрессора.

“Если ребенок изменился в общении, стал замкнутым, появилась низкая самооценка, бессонница, страх, все это могут быть колокольчики, что-то не так и стоит пообщаться с ребенком, все ли у него хорошо”, – объясняет Валерия Бондарь.

Она отмечает – главное, чтобы все участники образовательного процесса – дети, учитель, родители – понимали, что такое буллинг и как правильно на него реагировать. Часто дети даже не осознают, что являются обидчиками или страдают от травли, объясняет психолог.

“Если мы говорим о ребенке, который совершает буллинг, очень сложно ему открыться и кому-то рассказать, он не знает, как выйти из этого круга, потому что он уже совершил определенные действия. Поэтому важно понимать, что в Украине есть возможности получить эту помощь” , – говорит Бондарь.

Это может быть школьный психолог или горячие линии помощи, в частности, “детская” горячая линия омбудсмена, горячая линия Ла Страда и т.д.

В учебных заведениях должны объяснять об этом явлении, но акцент должен быть не только на ответственности за буллинг, но и на том, как его распознать и что делать. Это касается также других детей или взрослых, которые могут быть просто наблюдателями травли, говорит Валерия Бондарь.

Если травля уже состоялась и об этом стало известно родителям, они должны немедленно сообщить об этом администрации школы. Школа обязана в течение суток от обращения родителей сообщить территориальным органам полиции.

Так же должен поступить учитель, если он становится свидетелем буллинга.

После этого учебное заведение должно создать специальную комиссию, туда могут пригласить правоохранителей, представителей служб по делам детей и представителей сторон буллинга, например, родителей или опекунов.

ЮНИСЕФ советует родителям сохранять спокойствие и щекотливость в общении с пострадавшим ребенком. Ни в коем случае не винить ее, заверить, что вы поддержите и защитите ее.

Составьте совместно план действий, заверьте, что нет ничего плохого в том, чтобы рассказать об агрессии учителю или администрации школы.

“Помните, что ситуации физического насилия требуют немедленного вмешательства со стороны родителей и визита в школу”, – подчеркивают ЮНИСЕФ.

Успешные мировые кейсы

Одна из самых известных стратегий борьбы с буллингом в мире – Olweus, пишет обозреватель BBC Future Дэвид Робинсон.

Ее разработал ныне покойный шведско-норвежский психолог Дэн Олвеус, возглавивший многие исследования виктимизации детей.

Программа базируется на идее, что частные случаи издевательств часто являются результатом более широкой культуры, допускающей виктимизацию. Программа таким образом пытается изменить всю школьную экосистему, чтобы плохое поведение больше не могло преуспеть.

Программа Olweus начинается с признания проблемы, например путем опроса учащихся.

“Понимать, что происходит в вашем заведении, очень важно”, – говорит Сьюзан Лимбер, профессор психологии развития из Университета Клемсона в Южной Каролине.

Программа также поощряет школу очень четко сообщать ученикам о последствиях неприемлемого поведения и о том, что считается нарушением.

“Наказание не должно быть неожиданностью для ребенка”, – говорит Лимбер.

Взрослые должны стать примером для подражания, поддерживающего хорошее поведение и демонстрирующего нетерпимость к любым формам виктимизации.

Взрослые также должны научиться распознавать места в школе, где наиболее вероятно встречается издевательство, и регулярно контролировать их.

“Каждый взрослый в школе нуждается в определенной базовой подготовке по буллингу – люди, работающие в кафетерии, водители автобусов, охранники”, – говорит Лимбер.

На уровне класса должны быть встречи с детьми, на которых они обсуждают природу буллинга и как помочь ученикам, которые стали его жертвами.

Сьюзан Лимбер опробовала программу Olweus в более чем 200 школах Пенсильвании. Анализ показал, что за два года случаи буллинга уменьшились на 2000 год. Исследователи также заметили изменения в общем отношении школьников и учителей к буллингу, среди которых, например, большая эмпатия к жертвам.

Эффективность антибуллинговых программ подтвердил и ряд исследований, которые показали, что они также улучшают общее психическое здоровье учащихся.

Интересно, что продолжительность программы особенно не играла роли.

“Даже несколько недель были эффективны”, – говорит Давид Фрагуас из Института психиатрии и психического здоровья больницы Сан-Карлос в Мадриде, который был автором исследования.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-10-18