Будет ли кому лечить украинцев и сколько медиков уехали за границу или мобилизовались

hirurg

“Спокойствие моих детей для меня – приоритет. Поэтому мы уехали”. До войны Марьяна Черкес работала лор-врачом во Львове, а сейчас она – врач в университетской клинике австрийского города Грац. 

Подтверждение диплома, языковые курсы, получение разрешения на работу заняли много месяцев и стоили больших усилий. Но Марьяна Черкес ни о чем не жалеет и в Украину возвращаться пока не собирается.

Среди выехавших за границу украинских беженцев есть тысячи медиков. Не всем удается устроиться на работу по специальности, но часть это делает. Украинские медики оформляют документы и работают за границей по специальности.

Большинство выехавших медиков – женщины. Хотя есть среди них и мужчины. У кого-то были законные основания для выезда, у кого-то нет.

Война привела к тектоническим оползням в украинской медицине – более 150 медиков погибли, тысячи ушли на фронт. Сотни больниц разрушены, большая часть медучреждений находится в оккупации.

Врачи из оккупированных и прифронтовых областей выезжают не только в глубь страны, но и за границу. Медики из западных областей при условной безопасности тоже уезжают из страны.

Как все это повлияло на украинскую медицину, будет ли кому лечить украинцев? Разбиралась ВВС Украина.

Как и куда уезжают во время войны?

“Мы еще никогда не сталкивались с оттоком персонала, на который невозможно влиять. Люди просто ставят в приоритет свою безопасность, они напуганы и их можно понять”, – говорит Дмитрий Гавриченко из Одессы, медицинский директор частной клиники Odrex – самой большой на юге Украины.

Здесь до 2022 года работало более тысячи работников. За почти два года за границу уехали около 100 из них.

Более 50 работников, в том числе заведующие отделениями, ушли на фронт.

Врачи уезжали в начале вторжения, уезжают и сейчас. Одесса за последние месяцы потерпела многие сокрушительные удары российских ракет.

“Когда медики решают ехать за границу, к сожалению, эти решения обычно быстрые и сумбурные. Вся плановая работа – операции или процедуры усложняются, когда сотрудник вдруг говорит, что едет”, – рассказывает Гавриченко.

Дмитрий Гавриченко из Одессы рассказывает, как трудно заменить едущих медиков.

Похожую историю о необходимости квалифицированных кадров рассказывает и Марина Чирва, операционная директор сети клиник “Новое зрение”.

Здесь до вторжения работали 600 сотрудников. Сейчас 480. Самая сложная ситуация с врачами, по ее словам, была в Харькове.

“Ни один местный врач так и не вернулся работать в наш филиал в Харькове. Мы были вынуждены с нуля формировать там штат. Пока еще две вакансии не закрыты”, – отмечает операционная директор.

При этом высококвалифицированные врачи в большинстве своем не выезжают за границу, потому что для них остаться в Украине фактически означает остаться в профессии на своем высоком уровне, считает Чирва. До войны в сети работало 40 хирургов. Сейчас – 35.

По ее словам, для украинского хирурга переезд в США, Канаду или Европу почти делает невозможным непрерывную работу, а это важно, чтобы не потерять навыки. Ведь на процедуры по признанию диплома и получению права оперировать может уйти несколько лет.

Совсем другая ситуация, по мнению Марины Чирвы, со средним медицинским персоналом – медсестрам легче переехать и найти работу по специальности, чем врачу.

“И работать на неквалифицированной работе за границей для медсестер не является морально сложным испытанием, в отличие от врачей”, – говорит эксперт.

И среди младшего персонала и медсестер больше женщин, которым выезд из Украины не запрещен.

На 40 тысяч медиков меньше

Так сколько врачей выехало из Украины?

Статистика выезда за границу по профессиям в Украине не ведется. Но есть информация о количестве медиков, работавших раньше и работающих сейчас в медицинских учреждениях.

По данным Центра общественного здоровья, по состоянию на конец 2022 года в медицинских учреждениях, подчиненных Минздраву, стало на 6300 врачей меньше, чем к концу 2021 года.

На 35 тысяч уменьшилось количество младшего и среднего медицинского персонала – медсестер, медбратов, фельдшеров, санитаров.

То есть, по данным ЦОС, в медицинской системе Украины за первый год войны стало на 41 тысячу медиков меньше.

Значит ли это, что 41 тысяч украинских врачей и медсестер уехали за границу? Нет. Они могли уволиться или уйти на фронт.

“Сделать точную оценку, сколько врачей из Украины сейчас уехало, невозможно. По ощущениям у нас нет какого-то радикального уменьшения – медики уехали, но и население уехало”, – говорит Павел Ковтонюк, соучредитель Украинского центра здравоохранения (UHC).

Однако, по наблюдениям эксперта, уменьшение медицинских кадров в Украине наблюдалось и до вторжения – из страны уезжали и врачи, и медсестры. Есть оно и сейчас.

Медсестер выезжало больше, потому что их больше. Но для медицинской системы страны кризис медсестер гораздо хуже, чем кризис врачей, отмечает эксперт, ведь медсестры обеспечивают большинство операционных процессов в медицинских учреждениях.

Если условно у вас было три кардиолога, а осталось двое, то работа отделения критически не изменится. Врач – это интеллект, ценится его образование. Медсестра – это руки. И заменить ее быстро сложно», – говорит Ковтонюк.

Слова эксперта подтверждает и медицинский директор из Одессы Дмитрий Гавриченко. В его клинике из десяти старших медсестер выехали четверо и найти им замену было нелегким делом.

“Каждая старшая сестра отделения – это много времени и усилий, затраченных на организацию работы. Это навыки, которым не учат в колледжах”, – говорит Гавриченко.

Если с работы идет такая медсестра – едет за границу или служить в ВСУ, заменить ее в короткие сроки непросто. Это же касается и работы младшего медицинского персонала.

“Ухаживать за пациентами, убирать помещение – это тоже важная работа. И от этих сотрудников зависит, каким будет качественный послеоперационный период у пациентов”, – отмечает Гавриченко.

И он, и Марина Чирва с “Нового зрения” говорят, что найти хороших медсестер для определенных городов было значительным испытанием и до вторжения. Сейчас эта тенденция только усугубилась.

Рынок труда в медицинской сфере в Украине заполнен вакансиями, на которые некому отзываться, говорится в исследовании платформы по поиску работы Work.ua

Там проанализировали, как изменилась ситуация на рынке поиска медицинских кадров до вторжения и сейчас. Если в марте 2022 искали 806 медицинских работников, то в августе 2023 было 6 465 вакансий.

Больше всего предложений работы в августе 2023 года было в Киевской области — 2 570. В то же время, это одна из немногих областей, где вакансий все же меньше, чем было до полномасштабной войны.

Увеличились работы для медиков на западе Украины – это Закарпатская, Ровенская, Черновицкая, Волынская и Ивано-Франковская области. В этих регионах появилось в два раза и даже втрое больше вакансий, чем до полномасштабного вторжения.

И если на должности оператора контакт-центра или администратора в клинику легко найти человека – есть более 20 отзывов на 1 вакансию. На вакансии для врачей всего по 1–2 отзыва. Сложнее всего, по данным Work.ua, найти заведующего аптекой, гастроэнтеролога, врача УЗИ, кардиолога, эндокринолога, зубного техника, семейного врача, педиатра, офтальмохирурга, логопеда.

О нехватке медицинских кадров говорят не только в частных, но и государственных больницах.

Много месяцев Киевская областная детская больница №2 ищет двух детских хирургов и двух детских травматологов. И их найти не может.

“Несмотря на огромную миграцию врачей с востока и с юга Украины в Киевской области мало кто остается. Едут больше на запад Украины”, – говорит Наталья Бигари, гендиректор больницы. По ее словам, медиков в больнице не хватало и раньше, а после вторжения ситуация только усложнилась.

Привычная, по ее словам, практика, когда детские хирурги после интернатуры проходят курсы пластических хирургов и меняют специализацию. В косметологических клиниках они зарабатывают в разы больше, чем в государственных больницах.

Чтобы заинтересовать молодого специалиста остаться, например, в Белой Церкви, нужно предложить финансовую мотивацию или социальное жилье, а лучше оба варианта, говорит директор больницы.

“Зарплата детского хирурга в Киевской областной больнице вместе с премиями может быть в пределах 20-30 тысяч гривен. Социального жилья нет. Квалифицированных врачей не хватает и с этим нужно что-то делать. Срочно”, – предупреждает Наталья Бигари.

Из всего штата Киевской областной детской больницы за границу выехал только один врач. Но более 40% персонала, говорит директор, это люди пенсионного возраста. Если они все уйдут на пенсию, их не будет кем заменить.

В 40% больниц не хватает персонала

Почти 40% медучреждений в Украине испытывают нехватку кадров, особенно острый дефицит на оккупированных территориях. Об этом говорится в исследовании гуманитарного агентства Zdorovi, где опросили 180 руководителей и представителей медучреждений.

Чаще с нехваткой персонала сталкиваются восточные и южные области Украины. Худшая ситуация на деоккупированных территориях, но и население там меньше”, – говорит Наталья Тулинова, руководитель Zdorovi.

В 14% медицинских учреждений наоборот имеется незначительный приток кадров. В основном это мероприятие Украины.

По результатам этого опроса, около 10% медиков уехали за границу. Это преимущественно средний медицинский персонал, а прогнозировать, какая часть из них вернется, невозможно.

Почему врачи уезжают?

“Я никогда не планировала уезжать из Украины, но твоя жизнь может за одну ночь перевернуться с ног на голову. Спокойствие моих детей важнее, поэтому мы уехали” – рассказывает о своем решении оставить Львов лор-врач Марьяна Черкес. С весны 2022 года она с семьей живет в Австрии.

Через несколько месяцев устроилась ассистентом врача. Более года заняло подтверждение диплома, курсы медицинского немецкого. Только недавно она получила разрешение работать врачом и должность в университетской больнице города Грац. Здесь планирует продолжать и клиническую, и научную карьеру. По словам Марианна Черкес, ей повезло, потому что процесс подтверждения диплома может продолжаться гораздо дольше, а она фактически сразу смогла работать ассистентом.

“Здесь в Австрии постоянно говорят, что им не хватает врачей. Наших врачей встречают приветливо. Способствуют c документами, если видят, что специалист профессиональный, имеющий навыки”, – говорит врач.

И среди ее пациентов, и среди коллег в Австрии много украинцев. По словам врача, только в регионе Штирия, где она проживает, работает более 15 ее знакомых врачей – анестезиолог, педиатр, лор, гастроэнтеролог.

“За границей украинские врачи могут работать по специальности, если этого очень захотеть, много учиться и много работать”, – считает Марьяна Черкес.

“Планирует ли она возвращаться? “Еще пока нет. Возможно, пройдет 10 лет и со всеми новыми знаниями и навыками я вернусь в Украину и буду дальше работать врачом там”, – говорит врач.

В Польше проще

38-летняя Наталья Шадорская работала детским кардиологом в Киеве. Сейчас он живет и работает в Варшаве. “Я помню, как очнулась 24 февраля в Киеве от звуков взрывов. Моя подруга мне сказала – ты должен поехать ради детей”. Женщина трудоустроилась в частной клинике LUX MED, где работают более 300 медиков из Украины. Из них 112 – это врачи.

“Я счастлива, что смогла найти здесь работу. Но я не могу сказать, что живу счастливой жизнью. Мой муж – на фронте. Я надеюсь, что этот ужас скоро закончится”.

В этой стране немного упростили процесс приема украинских врачей по сравнению с другими членами ЕС, но все же нужно получать ряд разрешений.

В Польше нашли работу 4100 врачей из Украины, по данным польского Минздрава по состоянию на сентябрь 2023 года. Трудоустроенных в Польше украинских медсестер тоже тысячи.

В Польше существует дефицит врачей практически всех специальностей. Украинские врачи часто являются отличными профессионалами с многолетним опытом, умеющими хорошо работать с пациентами. Вызовом, конечно, есть другая специфика системы здравоохранения. Как компания мы помогаем медикам сориентироваться”, – рассказывает BBC доктор Кшиштоф Курек, член правления по медицинским вопросам LUX MED Group.

Компания организовала украинским медикам юридическую поддержку, помогает в изучении польского языка.

“Получение разрешения на работу для украинских врачей в Польше – это не легкий процесс, но врачи его проходят”, – говорит Курек.

При этом 9 из 10 украинцев, устроившихся в LUX MED, все еще работают там. Если кто решает уволиться, то причиной обычно является возвращение в Украину, рассказывают в LUX MED Group.

Уезжают, потому что боятся мобилизации

Несколько представителей медучреждений в разговорах с ВВС одной из причин выезда врачей за границу называют мобилизацию. В последнее время участились увольнения женщин-медиков. В одной из крупных больниц на западе Украины из-за этого уволились 11 медиков, рассказали источники ВВС.

С 1 октября в Украине стал обязательным военный учет для женщин от 18 до 60 лет, имеющих медицинское или фармацевтическое образование.

При этом в Минздраве отмечают, что военный учет автоматически не означает мобилизацию и женщинам-медикам не запретят выезд за границу.

Однако некоторые принимают решение ехать именно из-за этого. Например, Анна, работающая реабилитологом и массажистом, недавно переехала в Польшу. В Украине у нее было много работы и записи на неделе вперед, а в Польше придется начинать все с нуля.

“Я боялась, что меня заберут в армию. Боялась, что меня заставят покинуть своего ребенка. Ребенок для меня это самое главное”.

Минздрав – кризиса нет

По данным Минздрава, из Украины уехало не более 8% медицинских работников.

“Это не кризис, – говорит министр здравоохранения Виктор Ляшко, – Что у нас создает кризис – это постоянные обстрелы, невозможность работать в больницах”.

С февраля 2022 года российская армия совершила более тысячи нападений на медицинскую систему Украины. Разрушены сотни больниц, погибли более 150 медиков, приводит данные Украинский центр здравоохранения (UHC), где отслеживают и документируют атаки на больницы.

Тысячи украинских медиков ушли на фронт.

“Мы сотрудничаем с командованием Медицинских сил, чтобы не оголять гражданские больницы, чтобы мобилизовали рационально, чтобы больницы могли работать”, – говорит Виктор Ляшко о ситуации с медиками на фронте.

“Да где-то врачей не хватает, но в целом дефицита кадров нет. Все зависит от больницы и региона. Чаще всего не хватает узких специалистов. Труднее найти кадры для сел и малых городов”, – рассказал в комментарии BBC заместитель министра Сергей Дубров.

В Украине уже несколько месяцев работает программа, где врачи из других регионов Украины ездят на работу в командировку в прифронтовые регионы – Херсонскую, Николаевскую, Запорожскую, Харьковскую области. Программу финансирует ВОЗ.

Война в Украине вызвала большой спрос на медицинские специальности, в частности, реабилитологов. Потому в Украине увеличили государственный заказ на подготовку врачей.

За бюджетные деньги будут больше учить медиков по специальностям “Терапия и реабилитация” и “Медицинская психология”.

Как бороться за кадры Украине

Даже если сейчас нет драматических цифр по выезду медиков, то они неизбежны в будущем, считает Павел Ковтонюк из UHC.

“Мы говорим о количестве выехавших медиков, но в этой ситуации больше беспокоит качество. Среди уже выехавших врачей есть много талантов и Украина должна за них бороться”, – говорит эксперт.

Он прогнозирует еще не одну волну миграции медиков – сначала уезжали по причинам безопасности, просто убегая от войны. Следующие волны миграции будут иметь другие мотивации – в первую очередь, экономические.

Под ударом, по мнению эксперта, в первую очередь находятся малые города и села, откуда уезжают молодые и талантливые люди.

“Украине следует думать не только о том, как удержать таланты, но и как привлекать в страну из-за рубежа. Для этого уже сейчас нужно продумывать миграционную политику”, – считает соучредитель Украинского центра здоровья.

Дмитрий Гавриченко рассказывает, что одна из идей, как планируют бороться за медицинские кадры в его клинике Odrex – это создание общежития для среднего медперсонала из всех уголков страны, желающих жить в городе у моря.

Кадровый кризис им частично удалось разрешить благодаря поиску кандидатов среди молодых специалистов и переселенцев из Херсона, Новой Каховки, Харькова и Николаева.

По данным исследования Zdorovi, в 59% медицинских заведений Украины сейчас работают врачи-переселенцы. В большинстве заведений они составляют около 10% персонала. В некоторых больницах имеется до 50% количество медиков-ВПЛ.

Ольга Хороль работала педиатром и семейным врачом в городе Васильевка Запорожской области. Первые дни после вторжения врач выходила на работу под обстрелами, консультировала, прячась в подвалах.

В марте 2022 года она с семьей уехала в Черновцы. Там работает сейчас семейным врачом и дистанционно консультирует пациентов из оккупированной Васильевки.

“Работы для врачей в Украине много, а хорошей работы мало”, – считает терапевт и врач УЗИ Игорь Иващенко. Он переехал во Львов из оккупированного Мариуполя, где работал в поликлинике “Азовсталь”. Несколько месяцев во Львове искал работу, волонтерил, а с сентября начал работу в больнице Шептицкого.

Пока врачу удается находить кратковременные контракты на 3-4 месяца. Недавно ему предлагали постоянное место – должность терапевта в пансионате для престарелых с зарплатой в 8 тыс. грн. Он отказался.

“Как можно прожить на эти деньги?”, – возмущается врач.

Уезжать работать за границу не планирует, хотя через неделю ему исполнится 60 лет и он получит право покинуть Украину.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-10-27