Польскую границу разблокировали. Как это произошло

Польские перевозчики разблокировали первый крупный пункт пропуска на украинской границе, сообщил вице-премьер – министр инфраструктуры Александр Кубраков. 

“Блокада пункта пропуска “Ягодин – Дорогуск” завершена. С 14:00 там возобновлено стабильное движение грузовиков. В направлении Украины проехали 15 транспортных средств – они на пункте пропуска. Также 25 грузовиков оформляются – будут направляться в сторону Польши”, – сообщил Кубраков.

Он напомнил, что более месяца продолжалась блокировка крупнейшего грузового пункта пропуска.

По данным источников BBC Украина, во вторник могут разблокировать еще и пункт пропуска в Рава-Русской.

“Это была сложная работа, но она еще не завершена. Граница должна быть разблокирована полностью, а дальнейшие блокировки не допущены”, – анонсировал Кубраков.

7 декабря также стало известно, что украинские перевозчики подали ряд судебных тяжб против блокировщиков границы в местные суды приграничных регионов Польши.

Также 11 декабря новым руководителем правительства Польши должен стать Дональд Туск, обвинявший предыдущую власть в бездействии блокады границы с Украиной.

Протестуя против либерализации перевозок между Украиной и ЕС, польские водители заблокировали границу 6 ноября и стояли там почти месяц.

У них был список требований, и они обещали продолжать блокаду сначала до Нового года, а затем, если бы переговоры Украины и Польши не привели к желаемым им результатам – до 1 февраля.

Из шести пунктов пропуска работали только два, и блокадники должны были выпускать только один грузовик в час. Но иногда они делали это раз в три часа, а гуманитарные, опасные, скоропортящиеся, и, по некоторым сообщениям, даже военные грузы, несмотря на обещания поляков, тоже проезжали с трудом.

По подсчетам Ассоциации работодателей Украины, только за три недели это нанесло украинской экономике ущерб более чем на 400 миллионов евро. Цены на перевозку выросли в несколько раз, и это в самый жаркий сезон – перед Рождеством.

Требования перевозчиков

Польские перевозчики потребовали, чтобы их украинские коллеги снова ездили в ЕС только с разрешениями, чтобы правила для иностранных перевозчиков внутри Европы ужесточились, и чтобы в Польше невозможно было регистрировать компании, финансы которых находятся за пределами ЕС.

Также они хотели, чтобы им разрешили выезжать из Украины в отдельную очередь в рамках электронных очередей для машин на номерах ЕС.

А еще просили отдельную очередь на границе для пустых фур и чтобы им предоставили доступ к украинской системе “Шлях”.

Еще в начале блокады представитель министерства инфраструктуры Сергей Деркач заявлял, что большинство из этих требований выполнить нереально, и они не соотносятся с интересами украинских перевозчиков.

Украинцы годами перевозили в ЕС грузы только с разрешениями. Но их было ограничено количество, и после полномасштабного вторжения россиян, когда море и небо для перевозок закрыли, стало еще труднее.

Поэтому летом 2022 года ЕС подписал с Украиной соглашение о “транспортном безвизе” и отменил эти разрешения.

Затем действие этого временного соглашения продлили до лета 2024 года, и поляки начали волноваться, потому что видят в украинцах своих конкурентов.

“Они говорят, что потеряли свой бизнес. Раньше они работали в России и Беларуси, сейчас у них нет заказов”, – рассказывал ранее в интервью ВВС Украина замминистра Сергей Деркач, ведущий переговоры с польскими перевозчиками.

Через некоторое время поляки решили поддержать словацкие перевозчики, устроив две акции блокады границы со своей стороны, но это было недолго и не привело к значительным задержкам на КПП.

Попытки договориться

Переговоры о том, как разрешить эту ситуацию, Украина и Польша вели на границе весь месяц.

Поляки много жаловались на очереди на украинской границе, и они должны стоять до 15 дней, чтобы выехать из Украины, даже если их грузовики уже пусты и без грузов.

Потому стороны наработали решение, как увеличить пропускную способность на таможне. Но блокадники эти решения отвергли и протест не прекратили.

В пятницу, 1 декабря, министерства инфраструктуры Украины и Польши согласовали, что для пустых фур откроют новый пункт пропуска “Угринов-Долгобычев”, а в системе электронных очередей появится отдельная очередь для пустых грузовиков на КПП “Ягодин-Дорогуск” и “Краковец-Корчевая”.

В то же время, отметили в украинском министерстве, польские перевозчики настаивают на том, чтобы “Угринов-Долгобычув” и “Нижанковичи-Мальховице” работали только для транспорта на номерах ЕС.

“Такая позиция неприемлема для Украины и Европейского Союза, ведь это дискриминационная норма в отношении других стран”, – заявили в министерстве.

Украинские чиновники также обращают внимание, что отмена или изменения в транспортный безвиз не обсуждаются на переговорах.

Еврокомиссия ранее поддержала позицию Украины, заявив, что это соглашение заключено между всеми странами ЕС, а не только с Польшей, и не может быть расторгнуто в одностороннем порядке.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-12-11