50 гривен за литр А-95. Почему Беларусь прекратила поставки бензина в Украину?

В Украине намечаются большие проблемы с бензином. Как рассказал нам глава агентства “А-95” Сергей Куюн, белорусские производители (а на их долю приходятся порядка 50% нашего рынка бензина) не подтвердили поставки на июнь, – пишет Страна. 

Формально проблема не касается политики и ухудшившихся отношений Украины с Беларусью (напомним: после инцидента с самолетом Ryanair и арестов Протасевича Украина закрыла небо для “Белавиа” и прекратила полеты в Беларусь).

“Дело в том, что в Беларуси возникли проблемы с загрузкой крупного нефтеперерабатывающего завода НАФТАН – из-за американских санкций туда прекратились поставки российской нефти. Другой крупный НПЗ – Мозырский – с начала июня останавливается на плановый ремонт. Поэтому белорусы сами опасаются дефицита ресурса. Не исключено, что на сегодняшней встрече Путина и Лукашенко какое-то решение по поставкам нефти будет найдено. Но, если нет, нам стоит готовится к дефициту бензина”, – говорит Куюн.

Впрочем, по мнению руководителя специальных проектов НТЦ “Психея” Геннадия Рябцева, причина с ограничением поставок белорусского бензина может быть как раз политическая. И если так, то следующими в списке могут стать дизель и автомобильный газ, то есть под ударом окажется треть украинского рынка нефтепродуктов.

Министерство экономики подтвердило информацию о том, что Беларусь готовит настоящий удар по всему импорту из Украины — будет введено лицензирование поставок по всем товарам, якобы из-за нарушения Украиной соглашения о ЗСТ. Под удар попадают кондитерские изделия, шоколад, соки, пиво, плиты из ДСП и ДВП, шпалеры, туалетная бумага и упаковка, кирпич, мебель, стиральные машины и др., – сообщает Telegram-канал “Политика Страны”.

Поэтому есть большие сомнения, что в ситуации с поставками бензина причины чисто технические.

Но даже если на первом этапе дело ограничится только бензином, наш нефтерынок ждут непростые времена.

“Ажиотаж, дефицит, и, как следствие, рост цен. Бензин может подорожать и до 50 гривен за литр”, – говорит Рябцев. Хотя сейчас действует госрегулирование цен на бензин и дизель, эксперты говорят, что АЗС их с легкостью обойдут.

Будет ли в Украине бензин по 50 гривен? 

Дыра в 55 тысяч тонн

Белорусская нефтяная компания не подтвердила поставок бензина А-95 в Украину на июнь. Хотя решение пока предварительное, и переговоры продолжаются.

По данным компании “А-95”, среднемесячные поставки белорусского бензина в Украину составляют порядка 55 тысяч тонн, это почти 50% всего рынка этого топлива.

“Больших запасов бензина, в отличие от того же дизеля, АЗС не держат, поэтому перебои с поставками рынок почувствует тут же”, – уверен Рябцев.

В теории, белорусский ресурс можно заместить другим. Но вопрос – каким именно?

Один из вариантов — литовский бензин, который и так активно поставляется в нашу страну. Но увеличить объемы более чем на 10-15 тысяч тонн вряд ли удастся, – говорит Куюн.

По словам Рябцева, поставки литовского бензина идут к нам через ту же Беларусь. И, если в нынешнем ограничении импорта есть политический мотив, то белорусы могут перекрыть и литовский транспортный коридор, поэтому данное направление – под вопросом.

Российское направление, откуда в теории мог бы поставляться бензин в Украину – практически закрыто.

“РФ летом практически всегда закрывает экспорт бензина, так как у них у самих повышенные потребности. Да и в последние годы у нас практически не было поставок российского бензина – нет нужных объемов соответствующего качества”, – говорит Рябцев.

“Задача стоит нестандартная – найти 50 тысяч тонн “пятого”. Без моря не обойтись, а я даже не помню, когда в последний раз эта марка приходила морем”, – отметил Куюн.

По его словам, оперативно может увеличить производство Кременчуцкий НПЗ, но этого будет недостаточно.

“Дело даже не в выборе поставщика. Бензин поставляется по долгосрочным контрактам (как правило, годовым). Летом на ресурс всегда повышенный спрос, так что его просто физически может не оказаться”, – считает Рябцев.

Остаются разве что совсем экзотические варианты – скажем, делать А-95 из А-92, попросту бодяжить. И часть АСЗ этим, несомненно займутся, – говорят эксперты.

“Обычный бензин исчезнет, будет только дорогой премиальный”

По словам Рябцева, в случае прекращения поставок белорусского бензина, украинских водителей ждут непростые времена.

“Однозначно будет дефицит и ажиотажный спрос”, – говорит он.

“Понятно, что рынок поколбасит, как минимум пока не найдутся поставщики, которые могут заместить белорусский ресурс”, – считает Куюн.

Владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин оценивает ситуацию более спокойно: “Предложение уменьшится, но цены в первой половине июня на АЗС не изменятся, а потом ресурс подвезут. Думаю, пока ничего страшного не произошло”, – говорит он.

“Никакого коллапса не будет. У нас есть Кременчуцкий НПЗ, есть прибалтийский Orlen, поставки морем. Последние будут немного дороже, но не критично”, – отметил директор по развитию и маркетингу “БРСМ- Нафта” Александр Мельничук.

Леушкин уверяет, что ценники на бензин вряд ли будут расти, так как в стране действует госрегулирование цен на бензин и дизель.

Но по этому поводу у экспертов – большие сомнения.

“Думаю, из продажи просто может исчезнуть обычный А-95, будет только премиум, а на него госрегулирование не распространяется, и можно ставить любую цену. Называть цифры не стану, не хочу пугать людей”, – сказал нам Куюн.

Геннадий Рябцев отметил, что на волне дефицита и ажиотажа цена может быть любой – вплоть до 50 гривен за литр.

“Цены просто взлетят. А если начнутся проблемы еще и с бензином из Литвы из-за транспортировки через Беларусь, то под ударом окажется уже 80% нашего рынка. В такой ситуации можно будет ездить разве что на Tesla”, – иронизирует эксперт.

Впрочем, есть надежда на то, что конфликт разрешится мирным путем и поставки белорусского бензина перекрываться не будут.

В конце концов, самой Белоруссии не выгодно терять украинский рынок, на котором ее нефтепродукты занимают пока еще лидерские позиции. Особенно с учетом угрозы санкционных ограничений белорусского экспорта в страны ЕС.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-05-29