Дети-гении: как складывается их взрослая жизнь

Недавно СМИ рассказали о четырехлетнем мальчике, который стал самым молодым в Британии членом Mensa – крупнейшей и старейшей организации, объединяющей людей с высоким коэффициентом интеллекта (IQ). 

Но что происходит с такими детьми, когда они вырастают?

Два десятилетия назад Кристофер Герин из Бирмингема был в такой же ситуации, как и Тедди сейчас. В 2002 году, когда ему было 12, его признали самым умным ребенком Британии – он победил тысячи других детей в телешоу.

“Я и моя семья этого совсем не ожидали, – говорит Кристофер, которому сейчас 32 года. – Мое лицо было во всех газетах, на сайте BBC”.

Он имел IQ 162 и к тому времени уже был членом Mensa – он присоединился к организации после просмотра серии “Симпсонов”, где он увидел, как это сделала Лиза Симпсон.

Mensa принимает в свои ряды людей, которые оказались среди 2% лучших по результатам одобренного теста на интеллект.

Победа открыла ему много возможностей – в частности, он получил приглашение посмотреть игру его любимой “Астон Виллы” вместе с руководителем клуба и бесплатную поездку в Ирландию, откуда происходили его родители, от Ирландского туристического комитета.

От него ждали успеха. “Я лично на это хорошо отреагировал”, – говорит он.

“Я думаю, что даже если бы я не выиграл, я все равно хотел бы добиться успеха в том, что я делаю, но это, безусловно, придало этому иное измерение”, – добавляет Кристофер.

“Я учился в государственной школе, поэтому конкуренция в обучении в любом случае была важной частью школьного духа, поэтому было хорошо быть частью этой среды, и большинство людей реагировали положительно”, – говорит он.

Самый умный ребенок Британии впоследствии получил три степени магистра, в том числе в Кембридже, и сейчас работает над докторской диссертацией.

Сейчас он работает заместителем директора в средней школе, где использует свой опыт, чтобы поощрить своих учеников.

“Я организовывал собрание, где говорили о том, как лучше использовать возможности”, – говорит Кристофер. – Это не обязательно должны быть интеллектуальные игры или научная работа, но то, к чему у вас есть хоть какой-то интерес, который вам действительно нравится”.

27-летний Арран Фернандес также был одаренным ребенком – и говорит, что тоже не сталкивался с дополнительным давлением.

Ему было всего 15, когда он поступил в Кембриджский университет, чтобы изучать математику – и таким образом стал самым молодым студентом Кембриджа с 1773 года. До 18 лет он был лучшим студентом университета по математике.

“Мой [университетский] опыт, конечно, не был типичным, но я также не чувствую, что что-то упустил. Каждый опыт уникален по-своему”, – говорит Фернандес, получивший домашнее образование в Суррее.

“В социальном плане меня никогда не интересовало сравнение моего возраста с другими, поэтому я не чувствовал себя отличным от одноклассников из-за своего возраста. Поступление в университет – это важное жизненное изменение и новый опыт для каждого, будь то в 15 или в 18”, – добавляет он.

Фернандес, который сейчас является адъюнкт-профессором математики в Университете Восточного Средиземноморья на севере Кипра, говорит, что всегда пытался выполнять свою работу как нельзя лучше, но “для своего собственного удовлетворения, а не из-за внешнего давления”.

“Я видел, что люди в целом возлагают на меня высокие ожидания и считают, что я должен быть “гением” из-за моего возраста, но я не позволял восприятию или ожиданиям незнакомцев влиять на меня психологически или оказывать на меня чрезмерное давление”, – говорит он.

В то же время он добавляет, что ему не нравится термин “ребенок-гений”.

“Я не был – и не являюсь – гением, а просто обладал исключительными образовательными возможностями и смог использовать их наилучшим образом”, – говорит Арран.

Он считает, что имевшиеся у него возможности и поддержка не делают его “лучшим” любого другого – вместо этого они вдохновили его “поддержать других, помочь им достичь подобных возможностей и успехов”.

Конечно, быть одаренным в детстве не значит, что у вас всегда будет все складываться так, как вы хотите.

Джоселин Лавин, которая была музыкально одаренной и поступила в престижную Школу музыки Четема в Манчестере, говорит, что то, что ее считали ребенком-гением, не повлияло на него негативно в детстве.

Но она добавляет, что во взрослой жизни на работе люди часто хотят, чтобы все было сделано определенным образом – “и им не нравится, когда ты не отвечаешь шаблону и имеешь собственный образ мышления и видения вещей”.

Джоселин Лавин работала учительницей и секретаршей, а несколько недель назад подала заявку на свою “идеальную работу”.

“Я заполнила их анкету и подчеркнула, что считаю, что могу хорошо справиться с работой благодаря моим исследовательским способностям и способности что-то выяснять, – говорит она. – Однако они ответили, что мои ответы на их вопросы в анкете противоположны тому, что они ищут, что заставило меня почувствовать, что мои навыки мешают мне в поиске работы».

Тем из нас, кто не был ребенком-гением, не стоит волноваться – Венди Берлинер, журналистка по вопросам образования, говорит, что часто успеху во взрослой жизни больше способствуют характер, решительность, настойчивость и любопытство».

“Также очень важна поддержка: у людей, достигающих больших успехов, обычно есть кто-то, кто их поддерживает и поощряет”, – говорит она.

Как это – воспитывать ребенка-гения?

Лин Кендалл, консультант Mensa по поводу одаренных детей, говорит, что обычно эти дети упорны: у них есть “потребность” учиться, говорит она.

По ее словам, Mensa имеет группу поддержки родителей одаренных детей, которая в настоящее время насчитывает около 300 семей. По ее словам, быть родителями ребенка из Mensa – это требовательно.

“Это изнуряет, разочаровывает, это почти разрушает браки”, – говорит она.

Журналист Берлинер говорит, что каждый, кто считает, что имеет одаренного ребенка, должен избегать “отношения к детям как к чему-то, что делает из нас хороших родителей”.

Вместо этого “поощряйте их как людей, для которых вы хотите комфортной и счастливой жизни – это самое важное”, говорит она.

После того, как четырехлетний Тедди попал в новостные заголовки из-за своего высокого IQ, Кендалл говорит, что она получила 38 электронных писем от родителей 3-4-летних детей.

Они просили помощи и говорили ей: “У нас такой ребенок”.

Что такое Mensa?

Mensa – крупнейшая и старейшая организация, объединяющая людей, имеющих высокий коэффициент интеллекта (IQ). Ее членами являются 140 000 человек по всему миру, в том числе 18 000 – в Британии и Ирландии.

В организации говорят, что создают для своих членов простор для общения единомышленников, для интеллектуального развития и участия в интересных мероприятиях.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-02-05