Фумигация или … дезинфекция

С чем связана проблема нотификаций нашего зерна, идущего на экспорт? Проблема обеззараживания экспортного зерна очень актуальна в научных и профессиональных кругах.  Как производители, так и трейдеры говорят, что в Украине не хватает предприятий предоставляющих услуги фумигации зерна и газации зернохранилищ.

Безграмотность – отсутствие надлежащей квалификации работников всех направлений морского зернового бизнеса, начиная с зернотрейдеров, работников служб карантина растений, морских экспедиторов, агентов, фумигаторов подкарантинных грузов на морских судах, администраций судов-зерновозов и до простых членов экипажа, занятых перевозкой фумигированных грузов в транзите. Эта безграмотность порождена нынешней нехваткой законодательных норм. Скажем, в Законе Украины «О перевозке опасных грузов» о фумигированных грузах – ни строчки!

До сих пор не имплементированы в украинское законодательство требования Международной морской организации (IMO) по безопасному применению пестицидов при фумигации грузов в трюмах (IMO MSC 1264-2008) и грузовых единицах (контейнерах) (IMO MSC 1264-2008). Нет отраслевых документов Мининфраструктуры и Минагрополитики относительно безопасной перевозки зерновых и других подкарантинных грузов, безопасности для человека и окружающей среды во время морской фумигации грузов и перевозки на судах-зерновозах. Но верхушку безграмотности все-таки занимают посторонние, необученные, случайные в морском деле частные суррогатные общества, бесконтрольно занимаются подготовкой зерновых и других грузов к перевозке с применением чрезвычайно опасных ядохимикатов (4.3 и 6.1 классов транспортной опасности по IMDG CODE 2006).

Бесконтрольность в отношении участников морского фумигационного процесса подготовки к рейсу при перевозке морем зерновых экспортных грузов выявляют:

  • зернотрейдеры, когда прибегают к услугам работников, не имеющих необходимых знаний и навыков, не обучены по международным морскими программами IMO, IMFO, GAFTA (курс «Морская фумигация грузов») и не имеют сертификатов допусков для работы на судах украинском и английском языках. Анализ аварий и острых отравлений моряков на судах «Днепровец», «Роксолана», «Святой Стефан» показал, что фумигацию проводили в основном частные фумигационные отряды случайного состава: токари, бывшие работники правоохранительных органов и военнослужащие, студенты – в общем все, кроме профессиональных морских фумигаторов грузов;
  • должностные лица администраций морских и речных портов, которые заключают договоры со сторонними фумигационными отрядами, не требуя документов о профессиональной пригодности для проведения морской фумигации подкарантинных грузов;
  • службы безопасности портов и портовых средств, недостаточно контролируют наличие профессионального образования и допусков у работников сторонних фумигационных отрядов, допускают их на режимную территорию порта и позволяют работать с опасными ядохимикатами и пестицидами;
  • морские экспедиторы и агенты, недостаточно представляют свою роль в ограждении судна, груза и моряков во время проведения фумигации, а также во время рейса из фумигированными грузом на борту;
  • работники морских грузовых бюро, позволяют разрабатывать и передавать зернотрейдерам для капитанов судов-зерновозов грузовые декларации без рекомендаций по соблюдению правил безопасности при перевозке фумигированными грузов;
  • инспекции портового надзора и порт-стейт-контроля (PSC), которые из-за отсутствия национальных и отраслевых морских документов Украины не могут должным образом контролировать случайные, не обучены организации, осуществляющие фумигации грузов в трюмах судов;
  • капитаны морских судов и судов «река – море», не обучены по программам морской фумигации грузов на судах и в портах, не знакомы с требованиями, которые морские документы предъявляют к фумигационным отрядам по их компетенции и квалификации.

Безнаказанность – это нехватка мониторинга эффективности морской фумигации грузов, учета нотификаций от зарубежных получателей грузов, списков фумигационных отрядов, совершавших предрейсовую фумигацию зерна, анализ причин потерь товарного качества зерна во время рейса, а также недостаток механизмов расследования и санкций в отношении виновников.

Согласно международным морским документам, предрейсовую фумигацию от вредителей должны осуществлять фумигаторы (по Международной стандартной классификации профессий ISCO-88). А в портах Украины фумигацию на судах осуществляют … дезинфекторы! Все потому, что в Национальном классификаторе профессий Украины профессии фумигатора нет совершенно. Хотя дезинфекция и фумигация – понятие далеко не тождественные.

Для профессионального обучения фумигаторов при Институте последипломного образования Минтранса и УкрНИИ медицины транспорта 2010 созданы курсы «Морская фумигация грузов». Однако из-за нехватки требований об обязательном образования специалистов по морской фумигации контролировать деятельность необученных фумигаторов и обязать их пройти обучение крайне трудно.

В настоящее время соотношение количества обученных и необученных фумигационных отрядов такое Одесса – 7/5; Николаев – 8/7, Херсон – 6/9; Южный – 6/4; Измаил – 1/2; Бердянск – 1/2. Ответственность за 91 случай нотификаций из Индии на украинское зерно в течение 2019 года приходится на 29 необученных фумигационных отрядов. Как их заставить проходить обучение – это вопрос, который следует решить на уровне государственной власти.

И напоследок о бромистом метиле. Он не может быть заменой фумиганта, содержащих фосфин, из-за определенных особенностей: при низких температурах он сгущается в жидкость, снижает эффективность его действия; его применение крайне затруднено, связано со значительными сопутствующими затратами в частности на эвакуацию экипажа – не менее чем на 5 дней. А это оплата проживания моряков на берегу и простой судна. Кроме того, такой фумигант частично остается в зерне, а он токсичен. И эта токсичность становилась причиной отравлений не только моряков, но и докеров.

В целом проблема нотификаций украинского зерна, требует комплексного решения всех уровней власти, в частности руководства не только транспортной, но и аграрной и медицинской отраслей при активном участии организаций зернотрейдеров и самого фумигационного сообщества.

В первую очередь следует согласовать украинское законодательство с международным относительно перевозки фумигированных грузов, улучшить подготовку фумигационных отрядов, законодательно определить их ответственность, права и обязанности, а также внедрять в практику новые способы улучшения эффективности фумигации, разработанные специалистами Морского института и Центра безопасности технологий морской фумигации и перевозки опасных грузов ГП «УкрНИИ медицины транспорта».

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2019-10-16