Какие налоги идут на пользу запорожских громад

В последние годы существенно увеличилась нагрузка на местные бюджеты из-за дополнительно делегированных государством полномочий. 

Как выполнять все функции, которые нужно и еще больше? Непростые задачи стоят перед местным самоуправлением Запорожской области. В последние годы существенно увеличилась нагрузка на местные бюджеты из-за дополнительно делегированных государством полномочий. Речь идет о выплате зарплаты непедагогическим работникам, обеспечении оплаты коммунальных услуг и энергоносителей заведений образования и здравоохранения, финансирование льготного проезда железнодорожным, автомобильным, электротранспортом, оплата услуг связи и т. д. Все эти расходы должно компенсировать государство, но громады Запорожской области вынуждены тратить собственные средства на выполнение государственных полномочий, которые государством не финансируются. Поэтому органы местного самоуправления постоянно сталкиваются с проблемами в реализации собственных полномочий. При форс-мажорных обстоятельствах этого года – рост цен на газ, местные бюджеты получили еще и дополнительную нагрузку. Каким образом можно способствовать повышению финансовой способности «на местах», сбалансировать местные сметы, знают специалисты Ассоциации городов Украины.

Рост цен на природный газ и услуги по его распределения в этот отопительный сезон ставит под угрозу стабильное прохождение отопительного сезона 2021/2022 годов. Из-за решения правительства, именно на органы местного самоуправления возлагается эта финансовая нагрузка. Так, расходы из бюджетов местного самоуправления на обеспечение теплом бюджетных учреждений (школ, внешкольных учреждений, садов, больниц и др.) В связи с повышением цены на природный газ с 8 грн до 16,8 грн за куб. м составят в отопительном сезоне 2021/2022 почти 16 млрд грн, что на 8 млрд грн больше, чем в предыдущем.

Кроме того, сохранение/удержание действующего тарифа на услуги теплоснабжения для бытовых потребителей потребует дофинансирования из бюджетов местного самоуправления на поддержку предприятий теплокоммунэнерго объемом 15 млрд грн.

Частичной компенсацией таких дополнительных расходов, считают в АГУ, может стать увеличение доли зачисления в бюджеты местного самоуправления налога на доходы физических лиц и принятия для этого соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Украины с 60% до 65% (законопроект № 5066).

К истории вопроса

С начала реформы децентрализации, с 2015 года, декларируя передачу полномочий и обеспечения постепенной финансовой автономии местных бюджетов, Кабинет Министров Украины постепенно перевел на бюджеты местного самоуправления расходные полномочия, по информации Ассоциации городов Украины, с 34 млрд грн в 2015 году до 211 млрд грн в 2020 году. В том же 2015 году из местных бюджетов территорий государство забрало в государственный бюджет 25 процентов крупнейшего источника доходов – НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Поэтому по данным 2020 года, из-за этого местные бюджеты недополучают только из этого источника доходов в целом в Украине 35,5 млрд. грн, а местные бюджеты Запорожской области – более 3 млрд грн ежегодно. Например из бюджета города Мелитополь в текущем году будет профинансировано необеспеченных государством расходов объемом 90 млн грн, из бюджета Акимовской поселковой территориальной общины – более 45 млн грн, Беленкивськои сельской – более 11 млн грн, Бильмацкои поселковой общины – более 20 млн грн., Михайловского поссовета – более 50 млн грн. И такие примеры можно привести по каждой общине области.

Финансовые вызовы

Недостаток финансов в местных общин влияет на сферу жилищно-коммунального хозяйства, содержание дорожной инфраструктуры, материально-техническую базу учреждений заведений образования, здравоохранения и социально-культурной сферы, недофинансирование городских целевых программ. Но даже 5% НДФЛ дополнительно позволит общинам Запорожской области дополнительно получить более 800 млн грн. Так бюджет г.. Запорожье пополнится почти на 350 млн грн, Акимовская община получит 3,3 млн грн, Бильмацкая – 1.8 млн грн, Михайловская поселковая община – более 2 млн грн.

Как рассказали специалисты Мелитопольского городского совета, увеличение процента зачислений НДФЛ с 60 до 65% в условиях утвержденных показателей 2021 года, обеспечит поступление дополнительного ресурса объемом 38,4 млн. грн. Это значительно усилит финансовую состоятельность территориальной общины и позволит потратить эти средства на решение вопросов, связанных с выполнением делегированных полномочий. Так, деньги пойдут на финансовую поддержку из городского бюджета учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств НСЗУ. Частью денег будет погашена задолженность по решениям суда по государственным социальным гарантиям по льготному проезду и связи и заработную плату непедагогическим работникам учреждений среднего образования, которые ранее финансировались за счет образовательной субвенции.

– Приходится делать то, что не делали больше 50 лет, – говорит председатель Бильмацкого поселкового совета Борис Ковальчук. – Раньше НДФЛ оставляли на уровне районов и с районного бюджета содержались социальные учреждения и коммунальные учреждения, а сейчас полномочия на себя взяли громады. Мы поддерживаем инициативу Ассоциации городов Украины, но нам нужно и большая часть, 75% НДФЛ.

Ассоциация городов Украины лоббирует увеличение доли НДФЛ для бюджетов общин с 60 до 65% НДФЛ как компромиссное решение, понимая, что реальная потребность составляет 75-80%.

Депутатская поддержка

Действительно, налог и сбор на доходы физических лиц является одним из основных бюджетообразующих налогов территориальных общин. Поддержка народными депутатами Украины законопроекта №5066 очень важна. Это позволит частично компенсировать имеющиеся потери местных бюджетов Украины объемом 11,1 млрд. грн, а местным бюджетам Запорожской области – почти 800 млн грн.

Принятие законопроекта № 5066 позволит получить этот ресурс местным бюджетам уже в 2022 году. Запорожское региональное отделение Ассоциации городов Украины предлагает местным советам обратиться в Верховную Раду Украины и народных депутатов от Запорожской области с предложением безотлагательного рассмотрения и принятия в целом законопроекта № 5066.

Увеличение доли зачисления НДФЛ будет способствовать повышению заинтересованности местного самоуправления о принятии мер по созданию дополнительных рабочих мест, увеличению доходов работающих граждан и выведению из тени заработной платы.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-10-20