Нерентабельное зерно: как найти баланс

zerno

В последние недели все чаще слышим о высоком урожае зерновых в Украине и том, что его все труднее экспортировать. К тому же, хозяйства, выращивающие пшеницу, ячмень и другие культуры, стали фактически заложниками экономического кризиса: себестоимость этих растений ниже, чем сформировавшиеся в этом году цены. 

Такого, как говорят специалисты, в Украине уже не было как минимум 20 лет. Если осенью предвоенного 2021-го цены на пшеницу внутри нашего государства были 385—400 долларов за тонну, то сейчас они колеблются на уровне 240—260 долларов за тонну. По прогнозам экспертов, из-за формирования излишка пшеницы на мировом рынке до конца года эта культура там будет стоить не более 230—250 долларов за тонну. То есть фактически хозяйства работают себе в убыток.

К этим проблемам следует добавить уже известную проблему экспорта отечественных зерновых в разные страны из-за торможения зернового коридора.

«Запорожские Вести» с помощью экспертов подробно анализируют современные украинские и мировые рынки зерна и расставляет акценты.

Логистика и пропускная способность каналов

«Главные проблемы с экспортом сейчас дорогая экспортная логистика и низкая пропускная способность имеющихся каналов экспорта. Именно эти вопросы решаются на межгосударственном уровне путем постоянных переговоров с соседними странами, ЕС, другими государствами мира. Бизнес не может решить эти вопросы без участия государства», – считает аналитик Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Светлана Литвин.

Нынешняя ситуация с ценами на зерновые не так оптимистична, как в прошлом. Так что устоять агросектору становится все сложнее.

Когда в 2022 году стоимость зерновых была 400 долларов за тонну, можно было платить 200 долларов за логистику и держаться сельхозпроизводителям.

«Когда цена 200 долларов за тонну, отдавать половину этой суммы за логистику аграрии не в состоянии. Такая цена, по крайней мере, покрывает переменные расходы, что позволит аграриям в течение трех — пяти лет еще немного продержаться до улучшения ситуации», — отмечает Роман Сластьон, генеральный директор УКАБ.

Но не следует забывать, что такие же проблемы сейчас характерны не только для украинского, но и в целом мирового рынка зерна. Это связано с той же логистикой: она стала намного сложнее и затратнее в разных странах.

Фермерам тяжело, однако они все понимают

«В настоящее время фермер не знает, что ему сеять дальше. Он просто не может предсказать, какие культуры в следующем маркетинговом году будут более рентабельными, а какие нет. Поэтому мы, например, будем сеять на своих полях всего понемногу. Хозяйства начнут пересматривать севообороты. Возможно, мы будем сеять такую подзабытую культуру, как лен, или увеличим посевные площади под подсолнечником. Но так, как было раньше — узкая специализация на какой-то определенной культуре, наверняка не будет», — делится проблемами Виктор Кожухаренко, директор фермерского хозяйства «Виктория» Одесской области.

В этом году фермеры, специализировавшиеся на выращивании зерновых, работают себе в убыток. Однако они полностью понимают ситуацию. Господин Кожухаренко говорит, что на очень низкой марже работают и крупные трейдеры. Однако фермеры не могут без них, а трейдеры без фермеров и их зерна.

О продуктах питания и одесских портах

Еще в прошлом году, после начала войны и блокировки экспорта, украинское зерно продавали ниже его себестоимости. Поэтому, как считает Литвин, ожидаем, что цены на продовольственные товары останутся на постоянном уровне. В Украине в этом году из-за погодных условий львиная доля урожая – это фуражная пшеница.

Эксперта в этом поддерживает и Виктор Кожухаренко, отмечая, что цены на продукты питания не снизятся по разным причинам. Во-первых, он убежден, что в Украине для этого очень слаба конкуренция между производителями. А во-вторых, на стоимость будут влиять подорожание электроэнергии, горючего и логистического плеча.

Как на экспорт украинского зерна влияет запрет пяти стран ЕС импорта наших зерновых? Поскольку идет уборка урожая, то до конца года спрос в странах ЕС на украинскую агропродукцию будет невысоким. Вырасти он может в начале 2024-го.

После сбора урожая страны ЕС определят баланс и потребности в закупке агропродукции. Поэтому трудно сказать, что могут потерять украинские агроэкспортеры, потому что европейские сельхозпереработчики все равно будут сначала закупать продукцию собственных агропроизводителей.

«Если быть искренним, рынки этих пяти стран-членов ЕС никогда не имели значительного количества покупателей нашей продукции, так что не были для нас столь значимыми. Естественно, это было до широкомасштабной войны. Опыт прошлого года показал, что украинским аграриям, особенно малым и средним фермерам, необходимо хоть куда-то экспортировать продукцию, чтобы остаться на плаву.

Сами аграрные сектора соседних европейских государств достаточно сильны, страны — производители и экспортеры соответствующих культур, поэтому для нашего немалого количества продукции там мало места, соответственно и возможностей мало», — отмечает председатель комитета по евроинтеграции УКАБ Александра Авраменко.

Существенное значение имеет транзит, а также возможность забирать международным трейдерам партии украинских зерновых и масличных с последующим экспортом на рынки третьих стран.

Именно поэтому конструктивный диалог о дальнейшем транзите по территории стран-членов ЕС с мощностью до апреля этого года, а также вероятным возмещением логистики внутри сообщества — вот возможная цена нашей уступки в сроках открытия рынков этих соседних государств.

Как убеждена Авраменко, нам нужно идти к тому, чтобы на каждый вид продукции украинского АПК в экспорте была страна ЕС, а лучше не одна, которая будет заинтересована в импорте именно этой продукции или совместном выходе на рынки третьих стран.

Каково состояние вывоза зерна через одесские порты вне зернового коридора? Могут ли суда вывозить зерно из них, направляясь в другие страны по Черному и Средиземному морям?

После прекращения действия зернового коридора пять судов воспользовались временным коридором для вывода оказавшихся в блокаде. Однако они не экспортировали агропромышленную продукцию. 16 августа 2023 поступило сообщение, что два судна готовы воспользоваться временным коридором и зайти в одесские порты, чтобы экспортировать украинское зерно. Надеемся, что таких судов станет больше, и это позволит экспортировать больше продовольствия по этому каналу.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-09-26