Прекращение работы “ЗАЗа” опасно для экономики всей страны

Поделиться

Как уже сообщалось, на Запорожском автомобильном заводе сложилась критическая ситуация. 2017 завод завершил с убытками примерно 296 млн. гр и  задолженностью по кредитам более 3 млрд. гр. Спад производства на ЗАЗе тянется долгих девять лет.
За прошлый год на ЗАЗе выпустили всего 1674 автомобиля, при проектной мощности 150 000 штук в год. Но хуже всего, что перспектив для роста тоже нет. Автомобильный рынок Украины за 2017 составил 80,2 тыс. Штук, а традиционные рынки для экспорта продукции ЗАЗа в силу различных причин оказались закрытыми.

Фактически, «ЗАЗ» оказался в безвыходной ситуации. Такое положение у завода уже был в 1997 году, но тогда предприятие спасло СП с корейской Daewoo. Сейчас же помощи ждать неоткуда и ситуация гораздо хуже.

Менеджмент «ЗАЗа» последние несколько лет активно искал партнеров, но по разным причинам получил отказ. Как сообщил в интервью изданию «Лига» владелец «ЗАЗа» Тариэл Васадзе: «Я был готов даже уступить контрольный пакет. Но желающих пока не нашлось ».

В связи с этим удивляет реакция Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), которое курирует и промышленную политику. Там, спокойно наблюдают, как бьется в конвульсиях флагман украинского автопрома и даже рассуждают о каких-то мифических инвесторов, которые придут в Украину.

Так, в эфире 5 канала первый заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов сообщил, что по его мнению:

«Украина имеет все шансы стать экспортером автомобилей. Что касается развития автомобилестроения в Украине, то мы видим, что сюда чуть ли не ежемесячно заходят инвесторы. У нас есть заводы, которые могут собирать автомобили и экспортировать их ». По его словам, в прошлом году Украина вела переговоры с Volkswagen о сборке на нашей территории одной из моделей Skoda. «И я убежден, что этот процесс будет продолжаться», – добавил первый замминистра.

В Минэкономики рапортуют о привлечении инвесторов в автопром. Но пока в самом автопроме только закрываются заводы.

В системности взглядов и эффективности Максиму Нефедову не откажешь. Среди его заслуг можно отметить успех и наведения порядка в области государственных закупок через систему Prozorro и системы аукционов по продаже и аренде госсобственности Prozorro. Но создается такое впечатление, что в МЭРТ не до конца понимают, что если «ЗАЗ» терпит крах, то с Украиной еще лет 10 не будет разговаривать ни один инвестор. Мы уже рассказывали, что конкуренция за автомобильных инвесторов сейчас в мире очень высока и Украины уже проиграла почти все инвестпроекты последних лет. Они пошли в соседние страны.

Логика у инвесторов будет такова: если страна не смогла спасти своего национального производителя, у которого уже инвестировано $ 380 млн., То какие гарантии, что она будет заботиться о иностранного инвестора?

Этот сигнал услышат не только в автомобильной отрасли, но и потенциальные инвесторы в других отраслях. Вот яркий пример. После того, как фактически остановился «Киевский мотозавод» в 2008 году, а Украина потеряла целую отрасль мотостроения, которая у нас была с 1945 года, ни один инвестор в этот сектор в Украине больше не пришел. И Фонд госимущества в 2012 году наконец продал КМЗ за смешные $ 7500000.

Та же участь может ожидать и «ЗАЗ», если в Кабмине будут делать вид, что ничего не происходит и гибель целой отрасли с 700 предприятиями-поставщиками – это не государственное дело. А в чем же тогда заключается промышленная политика государства?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поделиться

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.