Рынок нефтепродуктов Украины. Три сценария для бензина и дизеля

1 июля 2023 года истекает срок действия льгот по налогообложению акцизами и НДС на топливо. Закон, которым был отменен акциз на горючее и снижена ставка НДС с 20 до 7%, вступил в силу 18 марта 2022 года. Однако 21 сентября 2022 года Верховная Рада во втором чтении проголосовала законопроект №7668-д, согласно которому были восстановлены акцизные налоги (100 евро за 1000 л для бензина и дизтоплива и 52 евро за 1000 литров для автогаза).

В этом документе было сделано исключение для горючего, используемого военными. Для них акциз составляет 0 евро за 1000 литров, и такие льготы будут действовать в период военного и чрезвычайного положения.

А действие этого закона для всех невоенных нужд истекает 1 июля 2023 года. После этого должен вернуться к довоенному уровню НДС на эти виды горючего – 20%. Конечно, это произойдет, если до этого срока не примут новые законы и их не подпишет Президент.

Какими должны быть акцизы и НДС на топливо и как это отразится на рынке?

Влияние на поступление

Недавно отношение к этому вопросу высказал глава Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данило Гетманцев. По его словам, решение об отмене акциза и уменьшении НДС, которое принимал парламент в марте 2022 года, было большой ошибкой и привело лишь к одному: безумному росту нелегального производства и продажи горючего и уменьшению поступлений в государственный и местные бюджеты. Даниил Гетманцев убежден, что с 1 июля 2023 года НДС на топливо возобновится до довоенных ставок, которые были на уровне 20%.

Отметим, что и Минфин никогда не был в восторге от введения столь значительных налоговых льгот по топливу. Там отмечали, что на протяжении 2022 года произошло значительное уменьшение поступлений от нулевых ставок акциза в государственную казну.

Пресс-служба Минфина направила такой ответ: «Любые изменения в указанные нормы пока не вносились, что в свою очередь означает, что с 01.07.2023 ставки налога на добавленную стоимость и акцизного налога на топливо вернутся на уровень установлен Налоговым кодексом Украины для полномасштабного вторжения российской федерации».

Напомним, еще один аспект: 30 декабря 2022 года Минфин обнародовал проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно приближения законодательства Украины к законодательству Европейского Союза в части акцизного налога». Согласно ему, в течение трех последующих лет наша страна обязалась постепенно увеличивать акцизы на горючее. И не делать этого нельзя, ведь Украина желает быть полноправным членом ЕС.

Уменьшить маржу трейдеров

Как считает эксперт консалтинговой компании А-95 Артем Куюн, вопрос налогообложения горючего очень важен, и можно понять правительство, ведь государство должно получать средства от взимания налогов, иначе в такое сверхсложное время ему не выжить.

«Продолжаются дебаты, какими должны быть эти налоги. Думаю, что НДС все-таки не нужно возвращать до отметки 20%, а оставить таким, каким теперь, то есть 7%. А вот акцизы нужно сделать еще выше, чем сейчас. На бензины и дизельное топливо установить 180 евро за 1000 литров, на автогаз – 150 евро за 1000 литров», – отмечает он.

По мнению эксперта, 7% НДС лучше не трогать, потому что практика показала: с пониженным налогом заниматься махинациями с продажей горючего вне касс бизнеса не выгодно. А со ставкой 20% как раз наоборот.

Заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев полностью поддерживает правительство о полном возвращении к шкале налогообложения горючего до довоенного уровня, однако отмечает, что власти следует серьезно подумать о контроле над ценообразованием на бензины и дизельное топливо.

“Почему так считаю? По моим наблюдениям и выводам коллег, нефтетрейдеры в военное время стали получать доходов вдвое больше, чем это было, например, в 2021 году. Они не несут никакой ответственности за наполнение рынка горючим. Так что нужно просто сократить маржу для таких компаний. Это возможно путем подписания соответствующего меморандума между властями и нефтетрейдерами”, — отмечает он.

По мнению эксперта, это будет одним из методов, с помощью которого можно добиться снижения стоимости бензина и дизельного горючего.

С этим мнением согласен Даниил Гетманцев. Он считает, что с началом полномасштабной войны такая маржа составляет достаточно большую сумму: 10—12, а в отдельных сетях и заправочных станциях — почти 15 гривен на литр.

Отдельные эксперты отмечают: многое зависит от того, откуда нефтепродукты попадают в страну. С одной стороны, такая наценка объясняется потерями сетей от войны и атаками на нефтебазы, а с другой — после 24 февраля пострадали все бизнесы и граждане, а не только рынок горючего. И это совершенно справедливо.

Однако Артем Куюн с этим не согласен. Он отмечает, что сверхдоходов нефтетрейдеры с началом широкомасштабной войны не получают. По его мнению, сейчас стало больше логистическое плечо, возросла плата за аренду, расходы на коммунальные услуги и т.д., поэтому немалому количеству компаний приходится значительно уменьшать маржу.

Ценовое поведение и акции сетей

Чтобы понять, насколько могут повыситься (или снизиться) цены на топливо, Геннадий Рябцев предлагает рассмотреть три варианта относительно налоговых и акцизных ставок.

Если с 1 июля 2023 года возвращается НДС 20% и нынешние акцизы, то цена на бензин и дизельное топливо повысится на 2—3 гривны, на автогаз — на гривну за литр.

Если произойдет возврат к НДС 20% и довоенные акцизы, то литр бензина и дизтоплива подорожает на 10 гривен, автогаза – на 2-3 гривны.

И, наконец, третий вариант: ничего не менять и все оставить, как было, то есть НДС на уровне 7% и нынешние акцизы. В этом случае, констатирует господин Рябцев, и цены будут более или менее стабильными или будут немного снижаться или повышаться в зависимости от поведения рынка.

Эксперт склоняется к тому, что в стране будет действовать второй сценарий хода событий на рынке горючего.

По мнению Артема Куюна, если с 1 июля просто перестанет действовать вышеупомянутый закон, то цены на дизельное топливо и бензин вырастут почти на 4 гривны за литр.

«Думаю, что половину этого роста могут, так сказать, взять на себя нефтетрейдеры. Это произойдет за счет нахождения потенциала для различных акций по скидкам цен. А ведь 80% автозаправочных станций уже широко предлагают клиентам значительные скидки на горючее. Уверен, что цены будут и так снижаться, ведь увеличивается предложение», — считает он.

Это так, ведь сейчас существенно обострилась конкуренция между разными нефтетрейдерами и они начали упорную борьбу за потребителя. А поскольку в последнее время на мировом рынке цены на нефть упали, можно даже предполагать некоторое снижение стоимости бензина и дизтоплива. По крайней мере, до 1 июля, пока не истечет срок налоговых льгот на горючее.

Каким будет рынок после 1 июля и какими будут цены на бензин, дизтопливо и автогаз, сказать сложно. Если до этого не будут приняты новые законы, рынок будет развиваться по второму из вариантов, которые анализировал Геннадий Рябцев.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-05-30