1 июля 2023 года истекает срок действия льгот по налогообложению акцизами и НДС на топливо. Закон, которым был отменен акциз на горючее и снижена ставка НДС с 20 до 7%, вступил в силу 18 марта 2022 года. Однако 21 сентября 2022 года Верховная Рада во втором чтении проголосовала законопроект №7668-д, согласно которому были восстановлены акцизные налоги (100 евро за 1000 л для бензина и дизтоплива и 52 евро за 1000 литров для автогаза).
В этом документе было сделано исключение для горючего, используемого военными. Для них акциз составляет 0 евро за 1000 литров, и такие льготы будут действовать в период военного и чрезвычайного положения.
А действие этого закона для всех невоенных нужд истекает 1 июля 2023 года. После этого должен вернуться к довоенному уровню НДС на эти виды горючего – 20%. Конечно, это произойдет, если до этого срока не примут новые законы и их не подпишет Президент.
Какими должны быть акцизы и НДС на топливо и как это отразится на рынке?
Влияние на поступление
Недавно отношение к этому вопросу высказал глава Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данило Гетманцев. По его словам, решение об отмене акциза и уменьшении НДС, которое принимал парламент в марте 2022 года, было большой ошибкой и привело лишь к одному: безумному росту нелегального производства и продажи горючего и уменьшению поступлений в государственный и местные бюджеты. Даниил Гетманцев убежден, что с 1 июля 2023 года НДС на топливо возобновится до довоенных ставок, которые были на уровне 20%.
Отметим, что и Минфин никогда не был в восторге от введения столь значительных налоговых льгот по топливу. Там отмечали, что на протяжении 2022 года произошло значительное уменьшение поступлений от нулевых ставок акциза в государственную казну.
Пресс-служба Минфина направила такой ответ: «Любые изменения в указанные нормы пока не вносились, что в свою очередь означает, что с 01.07.2023 ставки налога на добавленную стоимость и акцизного налога на топливо вернутся на уровень установлен Налоговым кодексом Украины для полномасштабного вторжения российской федерации».
Напомним, еще один аспект: 30 декабря 2022 года Минфин обнародовал проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно приближения законодательства Украины к законодательству Европейского Союза в части акцизного налога». Согласно ему, в течение трех последующих лет наша страна обязалась постепенно увеличивать акцизы на горючее. И не делать этого нельзя, ведь Украина желает быть полноправным членом ЕС.
Уменьшить маржу трейдеров
Как считает эксперт консалтинговой компании А-95 Артем Куюн, вопрос налогообложения горючего очень важен, и можно понять правительство, ведь государство должно получать средства от взимания налогов, иначе в такое сверхсложное время ему не выжить.
«Продолжаются дебаты, какими должны быть эти налоги. Думаю, что НДС все-таки не нужно возвращать до отметки 20%, а оставить таким, каким теперь, то есть 7%. А вот акцизы нужно сделать еще выше, чем сейчас. На бензины и дизельное топливо установить 180 евро за 1000 литров, на автогаз – 150 евро за 1000 литров», – отмечает он.
По мнению эксперта, 7% НДС лучше не трогать, потому что практика показала: с пониженным налогом заниматься махинациями с продажей горючего вне касс бизнеса не выгодно. А со ставкой 20% как раз наоборот.
Заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев полностью поддерживает правительство о полном возвращении к шкале налогообложения горючего до довоенного уровня, однако отмечает, что власти следует серьезно подумать о контроле над ценообразованием на бензины и дизельное топливо.
“Почему так считаю? По моим наблюдениям и выводам коллег, нефтетрейдеры в военное время стали получать доходов вдвое больше, чем это было, например, в 2021 году. Они не несут никакой ответственности за наполнение рынка горючим. Так что нужно просто сократить маржу для таких компаний. Это возможно путем подписания соответствующего меморандума между властями и нефтетрейдерами”, — отмечает он.
По мнению эксперта, это будет одним из методов, с помощью которого можно добиться снижения стоимости бензина и дизельного горючего.
С этим мнением согласен Даниил Гетманцев. Он считает, что с началом полномасштабной войны такая маржа составляет достаточно большую сумму: 10—12, а в отдельных сетях и заправочных станциях — почти 15 гривен на литр.
Отдельные эксперты отмечают: многое зависит от того, откуда нефтепродукты попадают в страну. С одной стороны, такая наценка объясняется потерями сетей от войны и атаками на нефтебазы, а с другой — после 24 февраля пострадали все бизнесы и граждане, а не только рынок горючего. И это совершенно справедливо.
Однако Артем Куюн с этим не согласен. Он отмечает, что сверхдоходов нефтетрейдеры с началом широкомасштабной войны не получают. По его мнению, сейчас стало больше логистическое плечо, возросла плата за аренду, расходы на коммунальные услуги и т.д., поэтому немалому количеству компаний приходится значительно уменьшать маржу.
Ценовое поведение и акции сетей
Чтобы понять, насколько могут повыситься (или снизиться) цены на топливо, Геннадий Рябцев предлагает рассмотреть три варианта относительно налоговых и акцизных ставок.
Если с 1 июля 2023 года возвращается НДС 20% и нынешние акцизы, то цена на бензин и дизельное топливо повысится на 2—3 гривны, на автогаз — на гривну за литр.
Если произойдет возврат к НДС 20% и довоенные акцизы, то литр бензина и дизтоплива подорожает на 10 гривен, автогаза – на 2-3 гривны.
И, наконец, третий вариант: ничего не менять и все оставить, как было, то есть НДС на уровне 7% и нынешние акцизы. В этом случае, констатирует господин Рябцев, и цены будут более или менее стабильными или будут немного снижаться или повышаться в зависимости от поведения рынка.
Эксперт склоняется к тому, что в стране будет действовать второй сценарий хода событий на рынке горючего.
По мнению Артема Куюна, если с 1 июля просто перестанет действовать вышеупомянутый закон, то цены на дизельное топливо и бензин вырастут почти на 4 гривны за литр.
«Думаю, что половину этого роста могут, так сказать, взять на себя нефтетрейдеры. Это произойдет за счет нахождения потенциала для различных акций по скидкам цен. А ведь 80% автозаправочных станций уже широко предлагают клиентам значительные скидки на горючее. Уверен, что цены будут и так снижаться, ведь увеличивается предложение», — считает он.
Это так, ведь сейчас существенно обострилась конкуренция между разными нефтетрейдерами и они начали упорную борьбу за потребителя. А поскольку в последнее время на мировом рынке цены на нефть упали, можно даже предполагать некоторое снижение стоимости бензина и дизтоплива. По крайней мере, до 1 июля, пока не истечет срок налоговых льгот на горючее.
Каким будет рынок после 1 июля и какими будут цены на бензин, дизтопливо и автогаз, сказать сложно. Если до этого не будут приняты новые законы, рынок будет развиваться по второму из вариантов, которые анализировал Геннадий Рябцев.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.