Выдающийся дирижер отметит свой юбилей двухдневным концертом в Запорожье

Дирижер и художественный руководитель запорожского симфонического оркестра Вячеслав Редя празднует юбилей.

Художник. Артист. Дирижер. Любимец публики. Ему 65! Он полон энергии, вдохновения и искренней уверенности, что музыка – это душа мира! Накануне дня рождения народный артист Украины Вячеслав Редя приоткрыл завесу профессиональных тайн.

– Дирижер должен постоянно управлять процессом, часто даже несколько часов подряд. Это же сложно физически, не так ли?

– Устаю быстрее эмоций, а не от физических упражнений. В студенческие времена один из профессоров мне сказал: «Дирижирование – это не физическая, а интеллектуальный труд». Важное умение – вслушаться в звучание. Как и в языке, в музыке есть определенные акценты, учесть которые поможет только дирижер. По моему мнению, симфонические оркестры нуждаются в чрезвычайной эмоциональности. Но профессионалы своего дела не сделают ни одного движения «на публику». Все эмоции на лице, глаза, жесты должны быть сконцентрированы на оркестре. Здесь дирижер выступает своеобразным проводником между залом и музыкантами. Время для нашей аудитории должна останавливаться от живой музыки. В такие минуты человек получает очень много информации.

Музыка – это как лекарство, а не только как художественная ценность.

Огюст Роден то сказал: «Искусство – это прекрасный урок искренности». Если ты неискренен и безэмоциональный, то так же и будет звучать музыка. Дирижер должен «заряжать» на игру, всех привлекать своими переживаниям, тогда это действительно будет откровенно. Это должны чувствовать и музыканты, и публика.

После концерта я всегда переживаю некий эмоциональный подъем. После каждого из них я могу до 3-х ночи сидеть и переслушивать записи с концертов, анализировать и искать ошибки.

Ходит такая шутка: «Если музыканты все сделали хорошо, то они молодцы, а если что-то плохо – то виноват дирижер».

– Среди Ваших интересов есть плавание и настольный теннис. Как Вы это совмещаете?

– Дирижер должен быть сильным и здоровым, поэтому нужно постоянно поддерживать свою форму. Профессия требует не только эмоциональных сил, но и физических. Например, оперу исполняют минимум 3 часа, поэтому нужно выстоять за пультом, дирижировать, управлять музыкантами и вокалистами.

– Как это – руководить командой творческих людей?

– Прежде всего, им следует доверять. Есть такая шутка: «Кто такой дирижер с абсолютным слухом? Тот, кто слушает абсолютно всех, но делает по-своему». Иногда бывают спорные моменты по штрихам, динамике. Задача дирижера состоит в том, чтобы музыка звучала. Если удается предоставить новое звучание, то это замечательно. То есть сначала правила, а потом исключения.

– Как восстанавливаете свои силы после выступлений?

– Конечно, мне нужно определенное время, чтобы я мог начать новое дело. Нельзя любить то, чего не знаешь, поэтому нужно все досконально изучить. Чем мне и нравится профессия дирижера – есть возможность постоянно открывать новые перспективы, находиться в постоянном творческом поиске.

Главный дирижер, народный артист Украины Вячеслав Редя возглавляет академический симфонический оркестр с 1987 года. В составе оркестра 80 артистов.

– Откуда у Вас такая музыкальная одаренность? Насколько известно, в вашей семье не было музыкантов.

– В детстве родители заметили, что я не был равнодушным к звукам музыки, пытался играть ложками, настукивал мелодии. Поэтому в 6 лет мама с папой отвели меня в музыкальную школу. Хочу сказать, что мне все время везло с педагогами: что в музыкальной школе, что в музыкальном училище. В последнем я влюбился в профессию дирижера, смотрел концерты по телевидению, много слушал музыки. Родители меня полностью поддерживали в профессиональном и творческом выборе.

– Как началась Ваша карьера дирижера в Запорожской областной филармонии?

– В Запорожье я попал по распределению после окончания Киевской консерватории им. П. Чайковского. В то время и.о. главного дирижера был Людвиг Яновицкий, но по каким-то причинам он отказался от должности. И я принял управление симфоническим оркестром филармонии. Волнение было невероятное, но мне нравится моя профессия.

Обычно, дирижерами становятся в возрасте от 40 лет, но Вячеслав Васильевич Редя стал им в свои 30. К тому времени он был самым молодым дирижером в стране.

– Что будете исполнять году во время своего традиционного концерта «Маэстро приглашает?»

– Репертуар симфонического оркестра – это в основном классика.

Современная музыка – та, которая звучит сегодня. Бах и Вивальди также современные.

Но время диктует новые законы. В репертуаре академического симфонического оркестра не только произведения композиторов-классиков, но и джазовые композиции, эстрадно-симфонические хиты, музыка кино. Максимально стараемся удовлетворить музыкальные вкусы всех категорий зрителей.

Мы предпочитаем популярную классику, можем ее видоизменять, привнося другие ритмы. Во время выступлений оркестра на сцене концертного зала им. Глинки используем большой светодиодный экран. Видеоинсталляция усиливает эмоциональное взаимодействие с публикой.

К участию в концертной программе 20-21 октября я пригласил выдающихся музыкантов современности: украинскую скрипачку, народную артистку Украины Богдану Пивненко (Киев), заслуженного артиста Украины, известного саксофониста Александра Рукомойникова (Киев), солистку Харьковского Национального академического театра оперы и балета Юлию Антонову и многократную победительницу международного конкурса «Аккорды Хортицы» , скрипачку Сандру Василька. Также у меня возникла идея поработать с диджеем – нашим земляком Кириллом Остапенко.

Все виды искусства пытаются подражать музыке. Ведь ее нельзя физически увидеть или потрогать, но почему-то именно она эмоционально воздействует больше всего.

– Какие эмоции вы испытываете во время концерта?

– Есть такие минуты, когда музыка так звучит, что начинают бегать мурашки по телу. На концертах такое часто бывает. Это значит, что ты действительно попадаешь в то чрезвычайное эмоциональное состояние, ту же вибрацию, которая охватывает всех.

Коллектив с успехом гастролирует по Украине и за ее пределами. Под управлением маэстро Вячеслава Реди оркестр неоднократно получал международное признание и высокую оценку слушателей. Блестяще воспринимались программы, которые звучали на лучших сценах Италии, Южной Корее, Сербии, Венгрии, Франции, Австрии, Швейцарии, Беларуси.

– Как Вы понимаете, что зритель остался доволен после выступления?

– Аплодисменты – это подарок для артистов. Некоторые зрители заходят, поздравляют с выступлением, благодарят. По реакции публики можно оценить настроение зрителей. И здесь не важно, слушал профессионал, или любитель. Публику не обманешь. Но, слава Богу, у нас много лет полные залы зрителей. А это значит, что нам доверяют, и мы на правильном пути.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2020-10-17