На заработки: что ждет украинцев в Польше?

Водители, разнорабочие на строительство, рабочие на завод и в поле – какие только вакансии не предоставляют украинцам в Польше. И те, в поисках достойного заработка, вынуждены покидать семьи и ехать за границу. 

Немало препятствий и трудностей ждет работников не только в Польше, но даже по дороге туда. Своим опытом работы в Польше поделилась с “Запорожскими вестями” одна из наших постоянных читательниц.

Ехать в Польшу я решила частным микроавтобусом, у меня был неприятный опыт проезда рейсовым автобусом. Маршрут в объявлении устраивал, поэтому записалась на поездку.

Транспорт – довольно удобный «Опель Виваро» на восемь пассажиров плюс водитель. Все кто ехал – из Запорожья. Отправившись в 18 часов, мы планировали быть в Варшаве в 20:00 следующего дня, а дальше – на Лодзь и Познань.  Очередь на границе стояла километра на 2. Украинцев едет в Польшу очень много, кто на чем – легковушками, джипами, микроавтобусами, туристическим транспортом и даже скутерами.

В дороге перезнакомились, говорили, кто куда едет. Вася в Польше почти два года, у него есть карту на три года, сдал документы на новую и говорит, что чувствует себя там, как дома. Сначала попал на работу в коровник вблизи Лодзи, был на яблоках, шампиньонах, собирал клубнику – пробовал все, что предлагали. Несколько месяцев назад знакомый позвал в Познань работать водителем грузовика на международных перевозках. Согласился, хотя раньше таковым не зарабатывал, быстро наловчился.

Владелец фирмы его ценит, хотя признает, отношение к украинцам в Польше «не очень». Потому что сами работники себя не уважают, сбивают цену, друг друга подставляют. Василий объездил всю Европу: Германия, Италия, Испания, Франция, Голландия … Теперь в Польше бывает меньше, чем в европейских турне. Выучил польский, понимает английский, знает несколько слов по-немецки, по-французски. Убедился, что объясниться можно где угодно. «Люблю эту работу. Путешествия, новые страны … Купался в трех морях и океане», – рассказал он.

Имел отношения с полькой и разошлись, потому что полячки не считают украинцев достойными кавалерами. Встретил в Варшаве заробитчанку из Украины. Как приезжает с рейса, может смотаться к ней на вечер (расстояние более чем 300 километров).

Пара Олеся и Алексей уже были на заработках. Выучили язык, освоились, знают, как надо вести себя в Польше. Немного отдохнули дома, получили приглашение на работу от воеводства и снова едут на целый год. Будут работать на консервном заводе неподалеку Ченстохова. Везут два чемодана домашней консервации, сало в банках (запрещено для ввоза, но наши умудряются скрыть). Ира и Лена едут туда же, но впервые. Переживают, как то без знания языка, без выходных (в условиях работа посменная, воскресенье свободная по желанию).

А как со связью с родными в Украине?

Все, кто работал в Польше ранее в один голос заявили что идеально для общения с родными и друзьями в Украине из Польши подходит Киевстар. Новая услуга этого оператора называется “Международные звонки Премиум” – https://kyivstar.ua/dzvinki-v-polshchu. Пользуясь данным пакетом Вы можете быть уверены высоком качестве связи и корректном отображении номера звонящего, что часто бывает очень важно. Стоимость пакета – всего 100 гривен. Для действующих номеров Киевстар подключать услугу не нужно, она уже активирована. Для совершения звонка вам нужно всего лишь набрать номер в нужном формате:

+   код страны   код города/сети   номер телефона

На польской таможне работники ходили, как сонные. Заехав на контроль, простояли 3 часа. Водитель пояснил: «Видно, что умышленно затягивают, не хотят работать». Терпеливо ждали. Как и все. Выходили из машины, открывали чемоданы, вынимали вещи. Благо, ничего контрабандного, кроме надежно завернутого в одежду сала, члены нашей группы не везли. Поэтому в конце концов все-таки пересекли польскую границу. Немало легковых машин и скутеров, в которых местные из 30-километровой зоны почти ежедневно возят сигареты, отправляли «на яму». Оттуда, видели, таможенники несли полные пакеты, а водители транспортных средств шли за ними, уныло опустив головы. Наказание за попытку перевозки сигарет – конфискация товара, штраф и, возможно, запрет въезда на время.

Первое, что поразило у соседей (кроме ровненьких дорог, которые для тех, кто едет не первый раз, уже не является новинкой), – это невозможность свободно приобрести стартовый пакет для мобильного. Недавно все карточки надо регистрировать у оператора, указывая имя и фамилию и адрес. Приобретенные к нововведению номера тоже надо зарегистрировать. Это одно из антитеррористических мероприятий. Забегая вперед, скажу, что поляки очень боятся исламистов. Из супермаркетов убрали шкафчики для хранения сумок, там можно спрятать бомбу. Крупные торговые центры патрулируют полицейские, везде видеонаблюдение, даже в автобусах и трамваях.

Сначала мы двинулись в направлении Варшавы, чтобы завезти Сашу и Славика на работу (перевозчик заодно ищет работу для украинцев, помогает с оформлением виз). На подъездах к столице заметила обочину засаженную яблоневыми садами. Деревца невысокие, обильно усеяны плодами. Плотные ряды деревьев – фактически у каждого дома.

Вася, которому пришлось поработать и на яблоках, говорит, что работы в садах много: от прививки и высадки яблонь к обрезке деревьев, сбора и сортировки урожая и корчевания. В садах трудятся преимущественно украинцы. Ребят завезли в какое отдаленное село, откуда батраков господа только раз в неделю вывозят за покупками. Госпожа Моника, которая с мужем ведет этот бизнес, показала их жилье: переоборудованный гараж, в котором стоят двухъярусные кровати, старенькие тумбы и плитка. Там же – душ, туалет и тяжелые затхлый воздух. На удивление, парни были довольны такими условиями. Слава, который постоянно ездит по заработкам, резюмировал, что видел и хуже. А здесь даже вай-фай есть, то есть будет связь с домом. Только сразу открыли массивные двери, чтобы проветрить помещение, и обреченно смотрели на две спайки пива, рассуждая, что эти запасы надо растянуть на неделю. А госпожа Моника заплатила водителю за доставку двух рекрутов и попросила привозить еще работников. «Работы много, минимум десять человек надо», – сказала она.

Далее двинулись в Лодзь (130 км), где высадили меня и Васю. Ему еще более 200 километров добираться самому до Познани, куда за ним приедут машиной. Остальные еще 130 километров  я должна была «пилить» в Ченстохова. А водитель вечером, забирав людей в близлежащих городах, планировал возвращаться домой. После почти суток в дороге поняла, что рейсовый автобус – не самый плохой вариант. Он едет по определенному маршруту и граница проходит в отдельной, а не общей полосе. Тем более, что в последнее время на границе – очереди из сотен автомобилей. Зато в бусике была веселая шумная компания. И на заправках не стояли по часу-полтора, ожидая, пока 40 человек сходят в туалет и купят по хот-догу.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2019-09-20