Проект ВВС “Секреты генеральных директоров” рассказывает истории предпринимателей со всего мира. На этот раз мы пообщались с Тиной Чен, основательницей бренда веганских напитков HumaniTea. Она рассказала, как запустить бизнес в другой стране и не пасовать перед трудностями.
28-летняя Тина Чен называет себя соло-предпринимателем (solopreneur) – человеком, который организует или руководит бизнесом самостоятельно, выполняя одновременно различные функции и сочетая различные должности.
Она запустила линейку веганских напитков с молочным чаем HumaniTea.
Тина основала компанию в Лондоне в декабре 2018 года, и, несмотря на пандемию, ее бизнес стабильно развивался. Недавно после успешной краудфандинговои кампании она запустила заводское производство своего продукта и продала более 5000 бутылок напитков.
В этом году с помощью программы Kickstart она нанимает двух первых работников.
Но собственный бизнес – дело не из легких. Тина была на грани выгорания и предупреждает о трудностях – особенно, если вы рассчитываете только на себя.
Бизнес-идея Тины возникла из ее азиатско-американского происхождения.
Она родилась на Тайване, а когда ей исполнилось четыре, семья переехала в Лос-Анджелес.
На Тайване ее семья пила чай с пузырьками (bubble tea) – сладкий напиток, сочетающий в себе ароматный чай с добавлением молока, фруктового сока и сладких шариков тапиоки. Этот напиток был также популярен в тайваньской общине в Калифорнии.
Тина училась в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA), где присоединилась к клубу предпринимателей и наблюдала, как друзья собирают огромные суммы для реализации своих идей с помощью краудфандингових сайтов.
Далее был год по обмену в Лондоне, который дал представление о городе, в котором она решила остаться после получения степени MBA в Имперском колледже.
Во время пребывания в Великобритании Тина заметила, что в супермаркетах продают много латте, а вот на рынке чайных напитков есть пробел. Так возникла идея приготовить версию своего любимого детского напитка из веганским молоком и низким содержанием сахара – именно этот тренд становился все популярнее.
Поскольку опыта в пищевой промышленности у нее не было, она начала экспериментировать на домашней кухне с рецептами, которые нашла в интернете.
Тина на себе почувствовала все трудности открытия собственного дела без чьей-либо помощи.
“Я искала компаньона, но не нашла человека, который захотел бы вложиться в этот бизнес на 110%, как это сделала я”, – говорит она.
Сначала Тина сама готовила и продавала свой товар в палатке на рынке Боро в центре Лондона.
Она готовила и разливала в бутылки свои фирменные чаи после полуночи на арендованной кухни, а на следующее утро продавала их на рынке.
Ночная аренда кухни стоила дешевле, да и людей там было гораздо меньше.
В таком режиме на сон времени почти не оставалось.
В конце концов недосыпание и перегрузки взяли свое, и в какой-то момент она сильно обожглась горячей водой.
“Именно тогда я поняла, что забота о себе очень важна, когда начинаешь свой бизнес”, – говорит она.
Были и другие неудачи: спор об авторском праве на название ее компании, которую она в конце концов изменила, инцидент с чайными листьями, затерявшийся во время перевозки, и это отложило промышленное производство ее продукта в месяц.
“Это может показаться очень личным, – говорит Тина, – но в трудные моменты я не сдерживала слез. И почувствовала, что плач помогает мне высвободить эмоции, почувствовать себя лучше. Это хороший способ восстановить внутренний баланс”.
Помогли и советы ментора. Он призвал не зацикливаться на проблемах, а вместо этого сосредоточиться на возможных решениях.
Ее чай сейчас продается в десятках продуктовых магазинов и ресторанов Лондона. Она планирует постепенно увеличивать свои складские запасы, в том числе за рубежом, а также расширять ассортимент продукции и продавать больше чая через вебсайт.
Тина считает, что для таких “соло-предпринимателей”, как она, жизненно важно создать сеть поддержки, чтобы пережить трудные времена.
Через бизнес-центр Британской библиотеки она нашла наставника.
Благодаря сетевым организациям вроде Bread & Jam создала группу коллег, женщин-предпринимателей в пищевой сфере. Они регулярно общаются в WhatsApp, поддерживают друг друга практически и эмоционально.
А консультативную помощь девушка получает через учебные программы Имперского колледжа Лондона – Virgin StartUp и Enterprise Lab.
Тина научилась освобождать выходные от работы, чтобы проводить время с друзьями.
“Начиная бизнес самостоятельно, вы можете чувствовать себя одиноко, но так не должно быть. Сейчас у меня нет ощущения, что я совсем одна”, – говорит Тина.
“Предпринимательство – это действительно взлеты и падения”.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.