В каком возрасте детям следует иметь смартфон

smartfon_rebenok

Родителям можно простить, что они думают о смартфоне как о ящике Пандоры, который способен выплеснуть все зло мира на уравновешенную жизнь их ребенка. Пресса изобилует заголовками о влиянии на детей телефонов и социальных сетей – и этого уже достаточно, чтобы заставить кого-либо от них отказаться. 

Даже знаменитости не застрахованы от этой современной проблемы воспитания: Мадонна заявила, что пожалела, что дала своим старшим детям телефоны в 13 лет, и больше такого не будет делать.

С другой стороны, вы, вероятно, сами имеете телефон, который считаете необходимым инструментом в повседневной жизни – от электронных писем и онлайн-шоппинга до видеозвонков и семейных фотоальбомов. И если одноклассники и друзья вашего ребенка будут иметь телефоны – не будет ли он чувствовать себя неловко без него?

О долгосрочном влиянии смартфонов и социальных медиа на детей и подростков есть еще много вопросов без ответа, но существующие исследования показывают их основные риски и преимущества.

В частности, хотя нет комплексных доказательств того, что наличие телефона или пользование соцсетями вредит благосостоянию детей, это может не полностью раскрывать общую картину. Большинство исследований сосредоточено на подростках, а не на младших возрастных группах, и новые данные показывают, что могут быть определенные этапы развития, на которых дети больше рискуют иметь негативные последствия.

Более того, эксперты сходятся на нескольких ключевых факторах, которые следует учитывать, решая, готов ли ваш ребенок к смартфону, и как вести себя родителям, когда он его получит.

Данные Ofcom, регулятора коммуникаций Великобритании, показывают, что большинство детей в Великобритании имеют смартфоны до 11 лет, причем этот показатель растет с 44% в возрасте 9 до 91% в возрасте 11 лет. В США 37% родителей 9-11-летних детей говорят, что у их ребенка есть собственный смартфон. А в европейском исследовании, проведенном в 19 странах, 80% детей в возрасте от 9 до 16 лет сообщили, что каждый день или почти каждый день выходят в интернет с помощью смартфона.

“В старшем подростковом возрасте более 90% детей имеют телефон”, – говорит Кэндис Оджерс, профессор психологии Калифорнийского университета в Ирвайне, США.

Европейский отчет об использовании цифровых технологий среди детей от рождения до восьми лет пришел к выводу, что эта возрастная группа “ограниченно или вовсе не осознавала онлайн-риски”, когда речь идет о губительных последствиях использования смартфонов и приложений соцсетей, доступ к которым осуществляется через них. В то же время, в отношении детей старшего возраста соответствующих убедительных доказательств нет.

Оджерс проанализировала шесть метаанализов, рассматривающих связь между использованием цифровых технологий и психическим здоровьем детей и подростков, а также другие широкомасштабные исследования. Она не нашла устойчивую связь между использованием подростками технологий и их психоэмоциональным благополучием.

“Большинство исследований не обнаруживают связи между использованием соцсетей и психическим здоровьем”, – говорит Оджерс. В исследованиях, которые такую связь выявили, масштаб эффекта – как положительного, так и отрицательного – был невелик.

“Наибольшим открытием на самом деле был разрыв между тем, во что верят люди, в том числе сами подростки, и тем, что действительно говорят доказательства”, – говорит она.

Эми Орбен, экспериментальная психология из Кембриджского университета в Британии, также считает доказательства такой связи неубедительными. Несмотря на небольшую отрицательную связь, обнаруженную в проанализированных ею исследованиях, Орбен пришел к выводу, что невозможно определить, ухудшают ли технологии психологическое состояние, или наоборот, или на это вообще влияют другие факторы. Большинство исследований в этой области обладают недостаточно высоким качеством, чтобы говорить о существенных убедительных результатах, отмечает она.

Конечно, речь идет только о средних значениях. “В научной литературе существует большая вариация по влиянию [на психоэмоциональное благополучие], – говорит Орбен, – и опыт отдельных подростков будет зависеть от их личных обстоятельств”.

“Единственный, кто действительно может это оценить, – это обычно самые близкие люди”, – добавляет она.

На практике это означает, что независимо от того, о чем свидетельствуют более широкие доказательства, могут быть дети, которые сталкиваются с трудностями в результате использования соцсетей или определенных приложений, и важно, чтобы родители видели это и предлагали поддержку.

С другой стороны, для некоторых молодых людей телефон может стать спасением – местом, где, например, может быть проще общаться людям с инвалидностью, или можно найти ответы на актуальные вопросы о своем здоровье.

“Представьте, что вы подросток и волнуетесь, что половое созревание идет не так, или ваша сексуальность не такая, как у ваших друзей, или вы озабочены изменением климата, когда взрослым вокруг вас это не интересно”, – говорит Соня Ливингстон, профессор социальной психологии в Лондонской школе экономики и соавтор книги “Родительство ради цифрового будущего” (Parenting for a Digital Future).

Однако в основном, когда речь идет об использовании телефона для общения, дети в основном общаются с друзьями и семьей.

“Если вы действительно проанализируете, с кем дети общаются онлайн […], вы увидите очень сильное совпадение с их офлайн-сетью, – говорит Оджерс. – Я думаю, что в целом эта идея о том, что мы теряем ребенка в изоляции с телефоном – для некоторых детей это может быть реальный риск, но большинство детей общаются, делятся чем-то, смотрят что-то вместе”.

Хотя смартфоны часто обвиняют в том, что дети меньше времени проводят на свежем воздухе, датское исследование детей в возрасте от 11 до 15 лет нашло доказательства того, что телефоны действительно дают детям независимую мобильность, ведь дают ощущение большей безопасности родителям и помогают лучше ориентироваться в незнакомом окружении. .

Дети сказали, что телефоны дополняют их пребывание на улице, потому что позволяют, например, слушать музыку и быть на связи с родителями и друзьями.

Конечно, возможность почти постоянно общаться со сверстниками имеет свои риски.

“Я думаю, что телефон стал фантастическим высвобождением ранее неудовлетворенных потребностей молодых людей, – говорит Ливингстон, – Но для многих он может стать определенным принуждением, заставить их считать, что есть место, где собираются популярные люди, куда они будут пытаться попасть или не смогут попасть, вообще, где все делают одни и те же вещи и знают обо всех новинках”.

В статье, опубликованной в начале этого года, Орбен и ее коллеги обнаружили “окна чувствительных этапов развития” – определенные возрастные периоды, когда использование социальных сетей может привести к более низкому удовлетворению жизнью в более старшем возрасте.

Проанализировав данные более 17 000 участников в возрасте от 10 до 21 года, исследователи обнаружили, что более активное использование социальных сетей в возрасте от 11 до 13 лет для девушек и от 14 до 15 лет для парней приводило к более низкой удовлетворенности жизнью через год. Это работало и в обратную сторону: меньшее использование соцсетями в этом возрасте предполагало большую удовлетворенность жизнью в следующем году.

Исследователи говорят, что это согласуется с тем фактом, что девушки, как правило, проходят через половое созревание раньше, чем парни, хотя нет достаточно доказательств, чтобы утверждать, что именно это стало причиной разницы во времени. Другое такое окно “открывалось” в возрасте 19 лет как для мужчин, так и для женщин – примерно в то время, когда многие подростки покидают родительский дом.

Родители не должны воспринимать эти возрастные диапазоны буквально, принимая решения относительно собственных детей, но им следует знать, что изменения в развитии могут сделать детей более чувствительными к отрицательным сторонам социальных сетей. В подростковом возрасте, например, мозг значительно меняется, и это может повлиять на то, как молодые люди действуют и чувствуют себя, в частности, сделать их более чувствительными к социальным отношениям и статусу.

“Подростковый возраст – это действительно важный период развития, – говорит Орбен, – На вас намного больше влияют ваши сверстники, вас гораздо больше интересует, что другие люди думают о вас. И дизайн социальных медиа – то, как они обеспечивают социальный контакт и обратную связь. только одним кликом – в определенное время может вызывать дополнительный стресс”.

Могут быть и другие факторы влияния социальных сетей на детей и подростков, кроме возраста, но исследователи только начинают изучать эти индивидуальные различия.

“Сейчас это действительно основная сфера исследований, – говорит Орбен. – Будут люди, которые испытывают большее негативное или положительное влияние в разные моменты времени. Это может быть связано с тем, что они живут разной жизнью, развиваются в разные моменты, они могут по-разному использовать социальные сети. Нам действительно нужно различать эти вещи”.

Хотя такие исследования могут дать информацию родителям, которые решают покупать ли своему ребенку смартфон, они не могут дать конкретный ответ на вопрос “когда?”.

Ключевой вопрос, который, по мнению Оджерса, должны задать родители – “Подходит ли это ребенку и семье?”

Для многих родителей покупка телефона ребенку является практичным решением. “Во многих случаях именно родители хотят, чтобы у младших детей были телефоны, чтобы они могли поддерживать связь в течение дня и координировать время, когда их нужно забирать”, – говорит Оджерс.

Это также можно рассматривать как веху на пути ко взрослой жизни.

“Думаю, детям это дает ощущение независимости и ответственности, – говорит Аня Стевич, исследовательница отдела коммуникации Венского университета в Австрии. – Родители, безусловно, должны подумать: находятся ли их дети на этапе, когда они достаточно ответственны, чтобы иметь свой девайс?”

В то же время родители не должны игнорировать то, насколько комфортно они сами чувствуют себя, когда у них ребенок

мартфон. Согласно исследованию, проведенному Стевичем и его коллегами, когда родители испытывали нехватку контроля над использованием смартфонов своих детей, и родители, и дети говорили о большем конфликте относительно них.

Однако следует помнить, что наличие смартфона не обязательно открывает путь для каждого отдельного приложения или игры. “Когда я опрашиваю детей, я все чаще слышу, что родители дают им телефоны, но предъявляют требования относительно того, какими приложениями они могут пользоваться, и я считаю, что это, пожалуй, очень мудро”, – говорит Ливингстон.

Родители также могут, например, вместе с детьми поиграть в игры на телефоне или просмотреть то, что на телефоне, чтобы убедиться, что ребенку все нравится.

Устанавливая домашние правила пользования смартфоном – например, не оставлять телефон в спальне ребенка на ночь – родители также должны честно взглянуть на собственное пользование смартфоном.

“Дети ненавидят лицемерие, – говорит Ливингстон, – Они ненавидят ощущение, что их ругают за то, что делают их родители – например, пользуются телефоном во время еды или ложатся спать с телефоном”.

Даже очень маленькие дети следуют примеру того, как пользуются телефоном их родители. Европейский отчет об использовании цифровых технологий среди детей с рождения до восьми лет обнаружил, что дети часто следовали использованию технологий их родителями. Некоторые родители в ходе исследования даже обнаружили, что дети знали пароли к их девайсам и могли получить к ним доступ самостоятельно.

Но родители могут использовать это с пользой, например, привлекая детей помладше к выполнению задач на смартфоне и обучая его использованию.

“Я думаю, что такое участие и совместное использование – это действительно хороший способ для детей узнать, что происходит на этом устройстве, для чего он предназначен”, – говорит Стевич.

В конце концов решение о том, когда покупать смартфон для ребенка, зависит от родителей. Для некоторых правильным решением будет его не покупать – и, если родители проявят немного креативности, дети без смартфона ничего не потеряют.

“Дети, которые достаточно уверенны и общительны, найдут обходные пути и станут частью группы, – говорит Ливингстон. – В конце концов, в основном их социальная жизнь – это школа, преимущественно они все равно видят друг друга каждый день”.

На самом деле умение справляться с страхом что-то пропустить, который они испытывают из-за отсутствия телефона, может оказаться полезным уроком для старших подростков, когда они могут уже самостоятельно приобрести себе телефон и должны научиться устанавливать пределы пользования им.

“Проблема со страхом что-то пропустить состоит в том, что он никогда не заканчивается, поэтому каждый должен научиться где-то проводить границу, – говорит Ливингстон. – Иначе вы просто будете сидеть в телефоне 24/7″.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-01-14