Во время Второй мировой войны пилоты Spitfire говорили, что самолет так легко управлять, будто он является продолжением их конечностей. Однако пилоты истребителей 2030-х годов будут иметь более тесные отношения со своими самолетами. Ведь машины будут читать их мысли.
Реактивный самолет Tempest разрабатывается британскими BAE Systems, Rolls-Royce, European Missiles Group, MDBA и итальянской Leonardo.
Одной из его особенностей будет инструмент искусственного интеллекта (ИИ), который будет помогать пилоту, когда он перегружен или находится в состоянии сильного стресса.
Датчики в шлеме пилота будут отслеживать сигналы мозга и другие медицинские показатели. Таким образом, во время полетов ИИ будет копить огромную базу данных биометрической и психометрической информации.
Благодаря этой библиотеке уникальные характеристики пилота бортовой ИИ сможет вмешаться и помочь, если датчики покажут, что пилоту может понадобиться помощь.
Например, искусственный интеллект может взять на себя управление, если пилот потеряет сознание из-за высокого гравитационного воздействия.
На авиасалоне в Фарнборо компания BAE Systems заявила, что к 2027 году она совершит полет демонстрационного реактивного самолета со своего завода Warton в Ланкашире, в ходе которого будут испытывать некоторые из этих технологий.
Этот самолет станет испытательной моделью для множества различных цифровых возможностей – среди 60 различных демонстрационных проектов, некоторые из которых будут полностью программными.
Внешний вид самолета Tempest усовершенствовали после того, как в 2018 году были опубликованы его первые изображения. В частности, уменьшился его вес, а очертание стало более изощренным.
Когда Tempest в конце концов поднимется в небо, его, вероятно, будут регулярно сопровождать боевые беспилотники.
Это потребует создания совершенно новых систем мониторинга и контроля с нуля.
“Мы должны учитывать скорость изменений в технологиях”, – говорит Джон Стокер, директор по развитию бизнеса Tempest.
“В прошлом затраты на оборону часто способствовали прогрессу, а коммерческие технологии догоняли позже. Сейчас коммерческие технологии часто более совершенны”, – утверждает он.
Стокер планирует создать новый истребитель с системами, которые можно обновить так же легко, как скачать приложение на смартфоне.
Большая часть производства реактивного самолета будет автоматизирована. Работы на производственной линии будут обмениваться данными с поставщиками, чтобы детали можно было быстро отправлять.
В рамках проекта BAE Systems и Leonardo будут также сотрудничать с японской компанией Mitsubishi — проект будущего истребителя Mitsubishi F-X имеет много общего с Tempest.
Это новый опыт для европейского аэрокосмического бизнеса, а расширение сотрудничества с Японией стало возможным благодаря цифровизации проектов.
“В цифровой среде эти вещи можно делать гораздо быстрее, сотрудничать гораздо легче. Не надо портфели возить между Токио и Вартоном”, – шутит Стокер.
Сотрудничество с командой Mitsubishi F-X также позволяет команда переводчиков и персонал, свободно общающийся на английском и японском языках по глубоко техническим вопросам.
Радарное подразделение Leonardo в Эдинбурге также сотрудничает с Mitsubishi.
Популярная идея радара как вращающейся тарелки, которая сканирует пространство впереди и отражает сигналы от приближающихся объектов, уступила место цифровому анализу данных датчиков.
Однако датчики улавливают слишком много деталей, чтобы их смог обработать мозг человека, поэтому критически важным для анализа и обработки потока данных стал ИИ.
Есть надежда, что в Tempest искусственный интеллект будет действовать как своего рода вратарь, предотвращая перегрузку пилота входными разведывательными данными.
Весь проект разрабатывается параллельно с изготовителем оружия MBDA. С Tempest можно будет запускать ракеты, но их таргетинг будет происходить с помощью роботизированных систем.
Все это будут питать совершенно новые двигатели. Так что компании Rolls-Royce понадобится обеспечить питание не только для собственно полета Tempest, но и всей его сложной цифровой системы. Обработка данных на борту может нагреть самолет как перегруженный ноутбук.
Инженеры Rolls-Royce размышляют, как избавиться от этого тепла, одновременно производя достаточно энергии для эскадрильи цифровых гаджетов Tempest.
“Мы хотим обеспечить энергией каждый аспект системы”, – говорит Джон Ворделл, директор будущих программ Rolls-Royce.
Правительство Великобритании уже выделило 2 миллиарда фунтов стерлингов на проект Tempest, и эта цифра будет увеличиваться после того, как реактивный самолет поступит в эксплуатацию. Однако остается очевидный вопрос – почему бы просто не изготовить больше имеющихся истребителей Typhoon?
BAE Systems утверждает, что к 2040 году Великобритания и ее союзники столкнутся с новыми угрозами и более сложным оружием, которое потребует других технологий, и ответом на этот вызов может стать именно Tempest.
Экспортный успех Typhoon также во многом объясняет энтузиазм правительства Британии по поводу Tempest. Typhoon принес экономике Британии 21 млрд фунтов стерлингов и обеспечил более 20 000 рабочих мест в результате государственных инвестиций в размере 12 млрд фунтов стерлингов, утверждает компания.
Несомненно, и консорциум истребителей и правительство Великобритании будут заинтересованы получить подобные результаты от следующего поколения истребителей.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.