Современная мелиорация способна гарантировать Украине статус мирового продовольственного донора

Именно ради достижения такой цели принята Стратегия орошения и дренажа в стране до 2030 года. Как выполняются мероприятия по реализации этой стратегии, утвержденной правительством осенью 2020 года.  

Ехать сейчас в области, которые в последние годы больше всего страдают от засухи и уже превращаются, по словам Сергея Гриневецкого, главы Одесской облгосадминистрации, в полупустыню, – одно удовольствие от поездки. Дороги – еще не автобаны, но добротные, современные. К жемчужине у моря не спеша добрались за 5:00. Когда-то на это уходило гораздо больше времени. Единственное, что слишком бросалось в глаза на трассе на Одессу, которая пересекает Киевскую, Кировоградскую и Николаевскую области, куда посмотришь, – везде плантации подсолнечника, кукурузы, рапса. Эти наиболее ґрунтоистощающие и самые прибыльные культуры в последние годы занимают во многих регионах более половины посевных площадей.

Последствия такой агрессивной агродияльности – не только рост риска деградации и потери плодородия 40% всех сельскохозяйственных земель страны, считают ученые профильных институтов НАНУ. Уже в ближайшие годы, по их мнению, вероятно дальнейшее ухудшение качества грунтовых и поверхностных вод, заиления и исчезновения сотен малых рек. К тем 10 000, которые уже уничтожены за 20 лет, из-за неконтролируемых реформ, которые привели к катастрофическому состоянию водопользования и концентрации земельных массивов в нескольких агрохолдингов.

Но если с соблюдением севооборотов и природоохранных требований, которые еще не стали государственным приоритетом и преданные, по сути, на откуп землевладельцам, можно при желании соответствующих структур навести порядок, усилив ответственность за экстенсивное хозяйствование на земле, то возродить на юге стране уничтожены и разворованы еще десятки лет назад мощные оросительные системы будет очень трудно. Нужны десятки миллиардов гривен.

Ситуация еще сложнее ввиду того, что за последние 30 лет общая площадь поливных земель уменьшилась более чем в четыре раза, а степень изношенности ирригационных систем, построенных в середине XX века, которые еще остались, в некоторых регионах достигает 80%. И это при дефиците воды, угрозе климатических изменений и засухи.

Украина по количеству питьевой воды на душу населения находится на 124-м месте из 181 страны. А подачу воды по графику и использование привозной воды, как говорится в пояснительной записке к проекту закона №5723 «Об общегосударственной целевой социальной программе« Питьевая вода Украины »на 2022-2026 годы», уже осуществляют в девяти областях. И такое безводье испытывают почти 270 000 человек!

Поэтому показательно, что эти острые проблемы рассмотрели на заседании СНБО. 30 июля 2021 принято решение «О состоянии водных ресурсов Украины». Этот документ как закон уже введен в действие указом Владимира Зеленского.

Остатки «проекта века» еще долго будут напоминать о цене ошибок

График предварительно согласованных встреч с известными аграриями и мелиораторами Одесской области был плотным, поэтому водитель нашей машины профессионально держался заданного темпа на загруженной дороге из областного центра в Белгород-Днестровского. А Георгий Бузиян, директор ГП «Одесская объединенная дирекция строительства водохозяйственных объектов, успевая отвечать на бесконечные звонки телефона, не терял канвы нашего разговора о катастрофическом состоянии и актуальных проблемах орошения на юге страны.

«Обратите внимание, сейчас будем проезжать водонапорные башни в этом селе. Они в диаметре примерно два метра. Это, скорее всего, именно те магистральные трубы, которые подавали в 2000-х воду из Дуная через озеро Сасык на орошение Татарбунарского и Саратского районов, а впоследствии были разворованы».

22 км с этого водовода, давно пустого и разграбленного, выкопала только одна дерзкая преступная группа «металлистов». А их в те годы были десятки!

«Я не раз официально обращался за помощью, чтобы остановить этот грабеж, – рассказывал мне Алексей, бывший руководитель одного из райводгоспив Одесской области. Говорил тихо, сдержанно, попросив не ссылаться на него.

– Вы уедете, а мне здесь жить. Мы не раз с нашими работниками ловили на горячем этих самоуверенных копателей с бульдозерами, экскаваторами и автокранами. Но ни они, ни правоохранители не реагировали на документы, которыми мы доказывали, что безводные трубы и далее на нашей балансовой ответственности. Заводили дела, и ни одно не завершилось справедливым приговором суда. Очень влиятельными были те лица, которые крышевали кражу труб магистрального водовода под видом их консервации на длительное хранение».

Никто сейчас четко не скажет, где и в каком состоянии 64 000 километра внутрихозяйственных поливных сетей, которые после раздела земли передали сельским советам. А это преимущественно металлические трубы, закопанные на глубину непромерзання.

Речь идет о судьбе «проекта века» – Дунай-Днестровской оросительной системе. Она, точнее, то, что от нее осталось, расположена на территории Татарбунарского и Саратского районов. Этот грандиозный гидромелиоративный комплекс проектировали в составе перекидного водохозяйственного комплекса стока Дуная в Днепр и строили двумя очередями, сданными в эксплуатацию в 1986-1991 годах. Общая площадь орошаемых земель по проекту составляла 47,209 тысячи га. Но в 1993 году было реализовано только 30% проекта. Сказался стратегический просчет и проектировщиков, и ученых тогда еще всесоюзных институтов.

Чтобы сэкономить средства на воде, источником водоснабжения этой оросительной системы выбрали водохранилище Сасык. Его искусственно создали путем отделения соленого Сасыкского лимана от Черного моря 14-километровой дамбой. Создатели были убеждены, что опреснение Сасыка наступит в течение одного-двух лет его эксплуатации путем многократного откачки сильно минерализованных вод (18-20 г / дм) в Черное море и закачки высококачественной дунайской воды через канал Дунай – Сасык.

По такой технологии все и делали. Но случилось так, как было. Вода Сасыка оставалась соленой, ограниченно пригодной для орошения. Попытки гипсования поливных площадей не улучшили ситуацию. Применение такой некачественной по химическому составу воды привело осолонению черноземов Бессарабии, вследствие этого они теряли плодородие и деградировали.

Из-за невозможности использовать Сасыкское водохранилище для орошения и остановки подачи воды аграриям-водопользователям с конца 1990-х годов эту мелиоративную систему не используют. Километровые каналы шириной 6 метров, облицованные железобетонными плитами, поросли кустарником и деревьями. В них, кстати, планируют положить стеклокомпозитные трубы диаметром до 4 метров для подачи дунайской воды в межхозяйственные оросительные системы уже не только юга Украинской Бессарабии.

«Мы были последними, кто до 2000 года приостановил орошение водой Сасыка, потому альтернативы не было и уже 20 лет нет, – говорил мне во время недавней встречи друг нашей редакции аграрий Георгий Гаврилович Чикликчи. Уже почти 30 лет он возглавляет одно из лучших хозяйств Одесской сельскохозяйственный производственный кооператив «Дружба» в Саратском районе. – В прошлом году в наших краях была большая засуха, и мы получили 50 млн. гривен убытков».

То, как Георгий Чикликчи и 200 работников его хозяйства выживают после краха надежд на «проект века» в Сасыкском варианте, заслуживает отдельного материала.

«Ключевой вектор развития»

Вот уже второй год как Верховная Рада по инициативе монобольшинства и правительства взялась за очень непростую законотворческую работу и недешевые проекты по восстановлению водно-ресурсного потенциала страны. На базе, кстати, воды Дуная, полноводность которого в значительной степени гарантирует и Украина. Объемы стока притоков Дуная, формирующиеся на территории нашей страны, составляют не менее 10 млрд. кубометров ежегодно. В упомянутой стратегии и мерах ее реализации использования Сасыка категорически отвергнуто. Предусмотрено проложить в обход его от канала Дунай – Сасык магистрального трубопровода, по которому дунайская вода будет поступать в Дунай-Днестровскую оросительную систему, которая уже 20 лет не работает.

Первые пилотные проекты будут связаны с реформированием ирригационных систем, восстановлением и модернизацией орошения в Одесской, Николаевской и Херсонской областях.

«Этот вопрос мы выносим на государственный уровень, чтобы и производители, и инвесторы понимали, что для Украины это ключевой вектор развития», – отметил на совещании по этим вопросам Премьер-министр Денис Шмыгаль.

Будет проведено, чего никогда за годы независимости не делали, комплексный аудит всех водных ресурсов Украины, инвентаризацию инженерной инфраструктуры оросительных межхозяйственных и внутрихозяйственных систем, энергетический аудит эффективности насосных станций. Продолжается подготовка, как сказал на форуме «Экология-30» Владимир Зеленский, к управлению речными бассейнами, построено четыре современные лаборатории и в соответствии с европейскими принципами начался государственный мониторинг, который охватывает все главные реки Украины».

В настоящее время большинство политиков и чиновников после длительных дискуссий на различных уровнях убедились, что имеющиеся мелиоративные земли в нынешнем состоянии оросительных систем не в состоянии выполнять главную функцию – обеспечивать устойчивое экосбалансированное развитие земледелия в Украине, а также функцию страхового фонда в продовольственном и ресурсном обеспечении страны в годы с неблагоприятными погодными условиями. А учитывая изменения климата, рост температуры воздуха, что особенно негативно влияет на условия ведения земледелия в южных областях, решение задачи существенного наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции не только в этом регионе, но и во всей стране, невозможно без значительного наращивания площадей и повышения эффективности использования земель в первую очередь путем мелиорации. Ее высокая эффективность давно известна: применение орошения и дренажа позволяет повысить урожайность сельхозкультур в 2-3 раза и не зависеть от неблагоприятных природных условий.

Не забывайте и о выводах продовольственной и сельскохозяйственной комиссии (ФАО) ООН, согласно которым Украина относится к числу стран, которые в перспективе могут стать мировыми продовольственными донорами. Для этого у нас есть все возможности. Полностью гарантируя свою продовольственную безопасность, Украина по итогам 2019-2020 маркетингового года заняла первое место в мире по производству и экспорту подсолнечного масла, второе – по экспорту ячменя, вошла в четверку крупнейших экспортеров кукурузы и пятерку – пшеницы.

В начале этого года Украина вошла в состав Комитета по всемирной продовольственной безопасности ООН. Такое решение, по информации Дмитрия Кулебы, было принято на 47-й сессии комитета в Риме.

«Это дает нашей стране дополнительные возможности влияния на глобальную продовольственную политику, она играет роль гаранта мировой продовольственной безопасности», – подчеркнул министр иностранных дел. Здесь следует учитывать оценки нынешней ситуации в агросекторе Украины экспертов ФАО ООН. Они считают, что производство и экспорт сельскохозяйственной продукции у нас могли бы быть значительно больше при условии лучшего использования нашего аграрноресурсного потенциала.

«Именно на этом выводе ФАО и базируется стратегическая цель развития аграрного сектора Украины по превращению ее в одного из мировых лидеров по производству продовольствия», – подчеркнул во время нашей продолжительной беседы доктор технических наук, академик НААН, директор Института водных проблем и мелиорации Михаил Ромащенко.

Ставка на воду Дуная и существенную поддержку Всемирного банка

Важнейший вопрос – финансовое обеспечение реализации стратегии. По предварительным экспертным оценкам Всемирного банка и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, объемы средств, необходимых для реализации этой стратегии, сегодня оцениваются в сумме от 4,2 до 4,5 млрд. долларов США. Без учета годовых объемов расходов на оплату труда работников государственных органов и учреждений, участвующих в реализации стратегии. «Средства значительные. Вы можете назвать  главные объекты, которые планируется построить, воплощая план мероприятий по реализации стратегии?» – спрашиваю Михаила Ромащенко. Его институт и Всемирный банк – одни из главных координаторов по подготовке и стратегии, и плана мероприятий.

«Чтобы гарантировать водоснабжения южных регионов Украины, предусмотрено построить водопроводные тракты Дунай – Каховка (через Приморское) и Каховка – Мариуполь. Это будут магистральные трубопроводы диаметром 3000-4000 мм. Водопроводы 2-го порядка будут сооружать трубами диаметром 800-2000 мм. Запланировано построить систему орошения в Одесской и Николаевской областях площадью 500 тысяч га, а также систему орошения в Херсонской, Запорожской и Донецкой областях площадью 350 тысяч га. В ближайшее время одна из компаний Азербайджана начнет строительство в Одессе собственного завода по производству стеклокомпозитних труб большого диаметра – до 4 метров. Предусмотрено налаживание производства насосно-силового оборудования на Сумском заводе «Насосэнергомаш».

О важности предусмотренных значительных и радикальных институциональных реформ и законодательного и нормативно-правового обеспечения выполнения стратегии сообщил в интервью «Голосу Америки» в рамках визита в США Роман Лещенко, министр аграрной политики и продовольствия.

«Мы должны заложить основы реализации ирригационной реформы. Без этого просто терять огромные массивы наших черноземов. Деградация земель, ветровая, водная эрозия, опустынивание земель – это то, что приведет к потере экономической активности», – цитирует господина Лещенко agrarii-rasom.com.ua. И еще очень интересная информация, которую неоднозначно воспринимают оппоненты правительства, прозвучавшая из уст Романа Лещенко: «Этот оператор будет публичной акционерной компанией с международными стандартами корпоративного управления. Он сможет привлекать Проектное финансирование, в том числе через институты Соединенных Штатов».

Роман Лещенко добавил, что Казахстан пять месяцев назад уже подписал соглашение с одной из крупнейших ирригационных компаний США и межправительственное соглашение на реализацию проекта орошения на 3 миллиона гектаров.

Интересные факты для размышлений в контексте сказанного «Голоса Америки» Романом Лещенко, сообщает Килийское межрайонное управление водного хозяйства на своем сайте: «По данным инвентаризации в 2011 году сети Дунай-Днестровской оросительной системы (ДДОС), в Татарбунарском районе не поливали вообще 29,152 тысячи га , а в Саратском – 18,057 тысячи га. До сих пор эти земли считаются как орошаемые, но внутрихозяйственную сеть за последние 20 лет не использовали по целевому назначению, не обслуживали и не охраняли полной мере, что привело ее в негодное состояние».

Такую очень неприятную информацию для руководства Государственного агентства водных ресурсов подтвердил и Георгий Чикликчи: «Наше хозяйство 20 лет считается таким, что его земли поливают. В штат райуправления водного хозяйства 20 лет остается почти неизменным. Насосные станции 20 лет не работают, не дают нам воду, ее в каналах и трубах нет, а четыре машиниста на каждой из них и дальше считаются работают круглосуточно».

А мы жалуемся, где взять средства на решение угрожающих экологических проблем, почему социальные вопросы все сложнее решать!

Сопротивление реформам в некоторых ведомствах уже чувствуется

Судя по проекту Стратегии развития водной политики Украины – Водной стратегии, которая находится на рассмотрении в соответствующих министерствах и ее готовят к принятию Кабинетом Министров, наша страна имеет немало внутренних неиспользованных возможностей для существенного пополнения госбюджета. И для активного решения климатических проблем в отраслях, давно считают лидерами по выбросам парниковых газов, и на реализацию природоохранных проектов, и на улучшение водоснабжения населенных пунктов, и на возрождение заброшенных или давно уничтоженных оросительных систем.

В Водной стратегии, кстати, говорится о том, почему в карман государства не попадают так нужны для решения острых экологических проблем и проблем природопользования сотни миллиардов гривен.

«Самая потенциальная проблема нехватки воды – ее низкая ценность по сравнению с другими природными ресурсами – такими, как газ, нефть и др. Это приводит к отсутствию правовых, организационных и финансово-экономических оснований по обеспечению окупаемости водных и водозависимых экосистемных услуг, которые являются причиной отсутствия средств и соответствующих работ по оздоровлению и восстановление экологических и гидроморфологических характеристик водоемов и ремонта и восстановления эффективности действующих гидротехнических сооружений».

«Мы годами и на всех уровнях ставим вопрос об острой необходимости совершенствования платежей за природные ресурсы. В этом плане у нас нет четкой дифференциации, – сказал Михаил Хвесик, доктор экономических наук, профессор, директор ГУ «Институт экономики природопользования и устойчивого развития НАНУ». – Для промышленности, считаем, нужно значительно поднять плату за воду, загрязнение водоемов, выбросы парниковых газов. Как заставишь большой бизнес всерьез заниматься модернизацией предприятий, если сейчас наш налог на выбросы СО2 самый низкий в Европе – 10 гривен за тонну. Надо было уже давно повысить этот налог до 12-15 евро. И госбюджет получил бы дополнительные миллиарды». 

Несколько лет назад, по словам господина Хвесика, ученые его института по поручению Бориса Патона провели основательную работу, разработав четкие и аргументированные предложения-рекомендации всем властным структурам по совершенствованию системы платежей за природные ресурсы.

«На единицу ВВП Украина тратит три-четыре раза больше, чем страны ЕС. Непроизводительные потери воды достигают 40-50% в орошении, в ЖКХ. Только за составление платы за воду, недра, загрязнения, размещение отходов – это уже плюс 30 млрд. гривен в бюджет». 

Но без принятия соответствующих законов, убежден академик Михаил Хвесик, жесткого контроля и усилению ответственности за их выполнение существенно улучшить экологическую и природоохранную ситуации в стране будет невозможно.

А именно здесь в наших законотворческих, правоохранительных и исполнительных органах слабое место. Поэтому неудивительно, что существует невероятное сопротивление, лоббирование интересов тех, кого устраивает статус-кво. Уже почти год в парламенте происходит откровенное противостояние вокруг принятия проекту закона №4167 «О предотвращении, уменьшение и контроль загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности». Он предусматривает поднятие в несколько раз налога за вредные выбросы, потребует гривны от владельцев предприятий за промедление с модернизацией экологически опасных технологических процессов и оборудования.

Аналогичная ситуация и с проектом закона №3091 «О государственном экологическом контроле». Украинский бизнес несколько раз обращался к властям с требованием снять этот документ с голосования. И вот только 15 июля на внеочередной пленарной сессии Верховная Рада приняла за основу на первом чтении доработанный вариант проекту долгожданного закона. Информация обнадеживает. Ибо документ будет влиять при его безусловного исполнения на реализацию многих разделов Плана мероприятий по реализации Стратегии орошения и дренажа на период до 2030 года, утвержденного распоряжением КМУ от 21 октября 2020 №1567-р. Главное, чтобы законопроект как можно быстрее принял парламент и он заработал.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-08-31